Запоздалые мысли про оригинальную трилогию S.T.A.L.K.E.R.

Запоздалые мысли про оригинальную трилогию S.T.A.L.K.E.R.

Хоть я следил за разработкой S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля с самых первых намёков от GSC про создание “нашего Fallout”, я не сильно обрадовался её выходу. Мне понравились идеи, которые были в игре, но играть было как-то не весело. Но я всё равно купил Чистое Небо в день релиза и… никогда её не прошел. А когда анонсировали Зов Припяти я вообще подумал, что это шутка и не обратил на игру внимания.

Но последние несколько лет я подумывал дать серии ещё один шанс. И наконец собрался. Никаких модов, никаких улучшений, никаких фанпатчей. Просто финальные версии каждой игры. Посмотрим, как они проходятся в 2019.

Если вкратце, игры серии S.T.A.L.K.E.R. – игры с открытым миром, смесью FPS и survival (ещё до того как это стало отдельным жанром как сегодня), а также элементами RPG и некоторыми концепциями “immersive sim”. И все это в мрачном сеттинге смешавшем фантастику и хоррор. Мир игры основан на идеях из фильма Сталкер Андрея Тарковского (который сам был основан на повести Пикник на обочине братьев Стругацких), но очень отдалённо напоминает и фильм и книгу. События в играх происходят внутри “Зоны” – огромной территории, полной аномалий, мутантов и загадочных артефактов. Сама Зона занимает территорию почти совпадающую с Чернобыльской Зоной Отчуждения, да и последствия катастрофы 86-го до сих пор ощущаются внутри Зоны, в основном выражаясь в разных очагах радиации. Но та Зона, которую мы видим в играх – более свежий феномен и причины её появления раскрываются по ходу игр. Зона, из-за своей необычности и из-за большого спроса на артефакты из неё, привлекает огромное количество людей, рискующих её исследовать. Тех, кто остаётся по ней бродить и жить на ей территории называют сталкерами…

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Тень Чернобыля напомнила мне о своей длительной разработке сразу после запуска – хоть игру выпустили в 2007, когда все уверенно переходили на 16:9 соотношение как новый стандарт для игр, все 2D/интерфейс элементы в игре рассчитаны на 4:3/5:4. Поэтому даже главное меню в 4К разрешении выглядит растянутым, а для того, чтобы несколько 3D элементов не ломалось при игре мне пришлось немножко поменять один параметр внутри файлов игры. Игра выглядит как что-то, что делали ещё с 2001-го – не смотря не некоторые интересные визуальные находки, для 2007-го года игра выглядит очень устаревше. Впрочем, до того как вы увидите саму игру вы увидите вступительную пререндерную заставку (которых в игре несколько), которая очень хороша и отлично задаёт тон игре. И этот тон становится главной причиной, ради которой в игру хочется играть.

Бегать по первым локациям в Зоне, выполнять задания для NPC, избегать аномалии, стараться выжить в стычках с мутантами, бандитами и агрессивно настроенными сталкерами действительно очень интересно. Звук тут в точку, атмосфера затягивает и тот факт, что некоторые вещи в игре просто случаются только добавляет ей шарма. Всё таки, “immersive sim”-напоминающая задумка построить мир на системах, на ИИ которые взаимодействуют друг с другом вне зависимости от взаимодействия игрового персонажа с ними даже в таком урезанном варианте (изначально разработчики даже подумывали дать ИИ возможность пройти игру раньше игрока) очень захватывает. Порой дико бесит. Но захватывает.

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Но когда она бесит, бесит она изрядно. Персонажи могут умереть абсолютно идиотским образом, что делает некоторые задачи намного сложнее, чем они могли бы быть. А когда в игру вставляют очень жестко заскриптованные события это часто конфликтует с обычными системами и получается ещё хуже – тут вполне можно наткнуться на ситуацию, когда толпа противников появится прямо из воздуха перед вами. Или когда вы должны получить квест на определённом расстоянии от персонажей пробегая в нужной точке в первый раз, но из-за каких-то предыдущих событий квест провалится сразу же потому что либо ИИ как-то умрёт, либо же окажется шибко умным и выполнит задание до того, как успеет его дать. К счастью, игра и под это подстраивается очень хорошо и практически все ключевые события тут можно провалить, но не потерять возможность пройти игру.

Самой крупной проблемой Тени Чернобыля я бы назвал изобилие идей, но полное непонимание как из них сделать цельный проект. Зону, например, часто описывают как что-то очень опасное, живое, агрессивно настроенное к людям, но при этом на её территории столько поселений и бегающих туда-сюда людей, что даже Gothic позавидовала бы. Из-за того, что кучу механик и идей из игры вырезали до релиза, некоторые моменты очень глупо реализованы. В КПК игрока есть тысячи разных вкладок, но большинство из них совершенно бессмысленны. Одна из сюжетных линий, ведущая к настоящей концовке, подразумевает перепрохождение уже пройденных локаций, потому что локацию, где этот квест должен был происходить, попросту вырезали. Артефакты в игре в целом бесполезны. Есть механика голода, которая практически ни на что не влияет. А вторая половина игры почти полностью переключается на очень экшен-насыщенный FPS, который становится просто невыносимо скучным к концу игры. Даже сюжетные элементы, которые часто поднимают интересные темы, частые для советской фантастики, по факту выходят очень глупыми и неинтересными. Ах и да, тут настолько ужасное качание камеры при беге, что порой начинает тошнить…

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Многие из этих проблем исправили в сиквелах, но все они оказались со своими проблемами. И не смотря на раздражения, на ужасную вторую половину игры, не смотря на то, что Зона скорее напоминает обычный RPG мир, а не пустынную страшную территорию, Тень Чернобыля чем-то цепляет. Учитывая количество модов к игре, которые то чинят отдельные её проблемы, то превращают её в совершенно новую игру, я уверен, что превратить этот нелепый камушек в бриллиант можно. Но если вам хочется поиграть в что-то такое, но с модами париться не хочется – лучше поиграйте в Зов Припяти.

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Через год после первой игры GSC выпустили Чистое Небо и я до сих пор помню свой первый запуск игры. Игра сразу же выглядела куда лучше Тени Чернобыля. Красивые лучи солнца сквозь ветки деревьев и траву, загадочная атмосфера, NPC висящие в воздухе, вылет в Windows. Сейчас игра работает намного стабильней, но лучше не стала.

Как я уже намекнул, визуально игра выглядела отлично и даже сегодня смотреть на неё очень приятно. Перемены в рендере также кардинально поменяли восприятие Зоны, особенно ночью. В первой игре ночью бегать было легко даже не включая фонарик. В этой игре даже с фонариком часто ни черта не видно. Системы, на которых работает Зона, также обновили и почти весь геймплей построили вокруг них, из-за чего вокруг игрока постоянно происходят какие-то динамические события. Но благодаря хорошим переменам в интерфейсе КПК это не напрягает и в этой части очень легко понять что может быть интересно делать, а что можно игнорировать. Зона стала опасней из-за большего количества аномалий, а обнаружение этих аномалий и артефактов возле них теперь требует отдельного детектора. Ну и в игре появились выбросы (точнее, вернулись, ведь систему пробовали реализовать ещё в первой игре), которые убивают всё живое, что не находится в укрытии.

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Не смотря на все эти отличные новшества и перемены, разработчики зачем-то сделали самый большой акцент игры на идею воюющих группировок сталкеров внутри Зоны. “Война группировок” – это целая система, которая позволяет игроку присоединится к нескольким воющим группам, после чего противники группировки к которой вы присоединились из нейтральных становятся вам врагами. Что ещё больше не соответствует описанию Зоны как чему-то опасному, где жить страшно не из-за других людей, а из-за самой Зоны. Впрочем, даже не в этом проблема системы. Проблема системы в том, что её разработали так, что она работает бесконечно. На практике это означает, что стоит вам захватить последнюю ключевую точку противника и отойти на 5 шагов в сторону, как эта точка снова заселится противниками и её нужно захватывать снова. Даже в Far Cry 2 захват КПП был не всегда настолько идиотским. Особенно потому, что в этой игре вам ещё постоянно приходят надоедливые сообщения от группировок о каждой такой перемене.

Но даже без участия в Войне группировок в Чистое небо играть не очень прикольно. Игра в разы нудней Тени Чернобыля, темп сюжета очень корявый, да и сама история совершенно ни о чем и ничего интересного не рассказывает, не смотря на то, что это приквел. Музыка зачастую отвратительная, особенно если включить “динамическую музыку” в настройках, после чего она ломается. Если не проходить первую игру, многие детали в этой игре будут совершенно непонятны. Даже возможность быстрого перемещения в игре получилась не так классной фичей, как костылём, потому что бегать по этим картам просто не интересно. А скриптовые сцены тут ещё более корявые чем в первой игре.

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Даже если вам очень захочется поиграть в S.T.A.L.K.E.R. и вы уже проходили другие игры серии, советовать играть в Чистое небо я не могу. Многие ранние проблемы игры тут починили официально, но игра всё равно остаётся нудной, корявой и не делающей ничего такого, что остальные игры серии не делают намного лучше. Поэтому, трогать эту игру стоит только если она требуется для какого-то хорошего мода. Ах да, я уже упоминал, что ещё тут есть боссы? С длинной полосой здоровья и прочими атрибутами?..

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Хоть я пропустил Зов Припяти на момент выхода и не сильно следил за тем, что про игру говорили, несколько мнений я всё таки слышал. И все они были очень позитивными. Но раз первая игра мне не сильно понравилась, а Чистое небо оказалось такой подставой, я не решался дать этой части шанс до этого момента. Рад, что я наконец передумал. Теперь я понимаю те мнения, которые я слышал много лет назад – это действительно тот S.T.A.L.K.E.R., который я ожидал увидеть в 2007-ом. Пускай он тоже не без минусов.

Игра вышла почти 10 лет назад, то есть всего через 2 года после первой части, но похоже что этих двух лет хватило на то, чтобы наконец понять в какую сторону развивать игру. Чисто визуально, игра не сильно отличается от Чистого неба, но выглядит аккуратней (и всё ещё в разы лучше первой части). Звук в игре снова стал хорош и новые музыкальные композиции даже для экшена обычно очень хороши. И Зона наконец воспринимается так, как её и описывали – опасной территорией, которая легко убьет любого неосторожного. Никаких Войн группировок, намного меньше живых людей на территории, намного больше акцента на исследование, мутантов, аномалии и артефакты. Даже дизайн мира решили поменять и теперь вместо кучи отдельных карт, по которым нужно постоянно бегать, есть три очень большие и в целом самостоятельные. Между ними передвигаться можно и порой нужно, но каждую можно исследовать отдельно и в каждой достаточно интересных историй и персонажей.

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Всё в игре кажется продуманнее и интересней, все мелочи и механики понять проще. Исследовать Зону и выполнять побочные задания настолько весело, что я только в этой игре из всей троицы сделал абсолютно всё, что было можно. Пожалуй, некоторые вещи стали проще, впрочем, ведь проблем с ресурсами в этой игре у меня возникало намного меньше. Да и некоторые механики стали “добрее”, например радиация в этой игре не настолько опасна, как в предыдущих частях, а энергия для бега восстанавливается намного быстрей. С другой стороны, лечение тут занимает дольше времени, а система оружия и брони (и как их нужно улучшать и чинить) кажется идеальным развитием очень сырых идей ещё с первой части. Ну и спать тут наконец можно, чтобы пропускать время, ведь как и в Чистом небе ночью по Зоне бегать не очень прикольно.

Мне показалось, что именно здесь получился хороший баланс между грамотным упрощением идей и механик и страхом/напряжением во время исследования локаций. Из-за чего многие банально раздражающие моменты в игре исчезли, но ощущение что ситуация может пойти наперекосяк в любой момент не исчезло – всё ещё может так случиться, что происходит сообщение о выбросе, а единственное место где его можно пережить переполнено опасными мутантами. История, пожалуй, стала значительно проще и мне порой не хватало некоторых классных локаций из Тени Чернобыля или более грандиозных событий, которые порой случались в первых двух играх, но процесс исследования Зоны был настолько интересным, что мне было легко простить эти недоработки. Сложнее было простить то, что несколько сюжетных отрезков были совсем коряво сделаны, а пройти игру с “лучшей” концовкой у меня не вышло только потому, что ИИ союзников “застрял” и отказался двигаться на нужную точку. И единственным выходом было дать нескольким из них умереть, после чего остальная группа продолжила двигаться куда надо…

Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review Stalker, S.T.A.L.K.E.R., Shadow of chernobyl, Clear Sky, Call of Pripyat, Тень Чернобыля, Чистое Небо, Зов Припяти, обзор, review

Если вам хочется поиграть в S.T.A.L.K.E.R. впервые и нужно выбрать с чего начать, и парится с модами вам совсем не хочется, то начинайте с Зова Припяти. Эту игру очень увлекательно исследовать, это самая атмосферная часть серии, с очень хорошим саундтреком, интересным геймплеем и самым малым количеством багов и всяких проблем. Всё равно было бы классно когда-то увидеть ремастер этой игры, который смог бы починить все оставшиеся проблемы, но из всей первой троицы игр S.T.A.L.K.E.R. только Зов Припяти я могу спокойно советовать всем заинтересованным.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

2 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
Гость

Еще рекомендую попробовать поиграть в S.T.A.L.K.E.R.: Lost Alpha – это глобальный мод, который пытается восстановить “тот самый” сталкер, которым должна была стать первая часть до вырезания локаций и различных возможностей. Модерам в том числе немного помогали разработчики оригинальной игры (в том числе предоставляли оригинальные диздоки и изначальный сюжет).
Игра, конечно, так же имеет свои минусы, но это действительно сильно доработанная и интересная первая часть с улучшенной графикой и геймплеем и несколько другим сюжетом.
Было бы интересно почитать ваше мнение.

Klarden

Может когда-то созрею и на это, спасибо за наводку :)

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: