Эта игра могла бы стать просто очередной хорошей попыткой сделать безжалостный паззл платформер в стиле LIMBO, но с более явной и интересной историей. Но Swery игры делает не так. Даже когда его проекты полны отсылок к и заимствований из других игр, в них достаточно своего, чтобы быть уникальными. Даже когда его истории сюрреалистичны и порой комедийны, в них есть какое-то послание, какая-то идея, которые реализованы незабываемо. История повторяется снова с The Missing, первым проектом от новой студии Swery (Hidetaka Suehiro).
Чисто механически, The Missing – это очень хороший пример паззл платформера. Главной механикой игры является тот факт, что главная героиня не умирает от урона сразу, а теряет конечности и калечится. Что не просто часто случается в игре, но и что часто нужно делать, чтобы решать загадки и проблемы. Нужно забраться в маленькую щель, куда не помещается всё тело? Покалечитесь так, чтобы осталась одна голова. Густые заросли мешают пройти дальше и рядом нет факелов? Подожгите себя, а потом заросли. Идея сама по себе не уникальна и подобное раньше было как в отличном Medievil, так и ужасном Neverdead, но здесь это реализовано действительно хорошо.
Не всегда, конечно, тут есть плохие загадки и плохие секции. Есть плохо расставленные чекпоинты (а порой и чекпоинты которые не всегда срабатывают), есть скучные задачи, да и анимации персонажа менее отзывчивые чем что-то, что можно встретить в играх от Playdead. А несколько секций нужно было бы сделать более понятными, так как сейчас им не хватает мягких подсказок. Ну и расчленение и жестокость остаются до конца игры весьма неприятным зрелищем, особенно учитывая звуковое оформление, но… Мне кажется, последнее было нарочно так сделано.
Игра начинается с очень сильного посыла: “Игра создавалась с верой в то, что все имеют право быть тем, кем они являются” ^. И в отличии от огромного количества игр за последние несколько лет, которые стараются нести какую-то сильную идею, сильный посыл, но вместо гармоничного вплетения его в историю и геймплей просто впихивают его, ломая игру в процесса, у The Missing это получается естественно. Эта игра о (и это не спойлер), о принятии себя и того, что жизнь – сложная и приносящую боль штука. И игра не старается это как-то излишне приукрасить.
В итоге, хоть игра и построена вокруг геймплея паззл платформера, сюжет подающийся через простенькие, но очень хорошо написанные чаты в телефоне вас затянет. И вы никогда не сможете привыкнуть к хрусту костей Джей Джей потому, что игра и не хочет чтобы это было нормальным или не ужасным. Просто необходимым, чтобы идти дальше. Я не ожидал, что игра, которая механически построена вокруг расчленения игрового персонажа может вызывать такую эмпатию, такую заботу и желание, чтобы у этого персонажа всё было хорошо. И не ожидал, что мне могут настолько сильно нравится и интересовать истории персонажей, которых я не вижу, через сообщения в чате во многом из-за того, насколько подходящие стикеры подобраны под их характер.
Как и с ранними проектами Свери, тут есть отсылки к тому, что ему нравится. Тут есть идеи, которые словно напрямую взяты из незаконченного D4. Есть обратная речь из Твин Пикс и легкий джазз. Есть неловкие отсылки к Deadly Premonition которые кажутся лишними, но в то же время, кажутся личным отражением состояния Свери и его собственной попыткой принять себя, как дизайнера игр и того как его игры обычно воспринимаются игроками. Ну и хоть игра, как тоже обычно для его проектов, выглядит не особо красиво, она настолько стильная, что часто выглядит намного лучше чем множество куда более продвинутых и высокобюджетных игр. И музыка также снова не разочаровывает.
Есть детали, которые я бы поменял. Несколько секций, я надеюсь, в будущем немного подлатают, добавят чекпоинтов. Мне до сих пор не совсем понятно, зачем дополнительный тип секретов с небольшой историей становится доступен только при повторном прохождении, ведь он не добавляет ничего такого, что бы смотрелось странно при первом прохождении. И немного жаль, что вещи вроде возможности пропускать заставки, становятся доступными в разделе Читов только при повторном прохождении. Хоть сам по себе раздел Читов – замечательная идея, которой очень не хватает многим современным играм. Ах да, и некоторые из этих читов требуют нажатия определённых кнопок при прохождении, что не указано в меню.
В итоге, хоть я раздражался в нескольких более слабых секциях игры, которые были хуже продуманы, в целом игра мне очень понравилась и это действительно незабываемый проект. Даже если вам не сильно нравятся паззл платформеры, я рекомендую заценить эту игру. Она… Это, конечно, что-то с чем-то. Что-то очень хорошее.