Пройдя The Evil Within пару лет назад я почувствовал облегчение. Ощущение похожее на последствия успешного похода к стоматологу. Или когда раздражающую занозу наконец достали. Когда вы надеетесь, что больше вам в жизни через это проходить не придётся. Как мне кажется, игры такие эмоции вызывать не должны. Используя самые худшие приёмы свойственные для проектов от Синдзи Миками, The Evil Within постоянно издевалась над игроком, “наказывая” за всё, не поощряя ни за что. Вместо того, чтобы гадать реальны ли события игры, вы скорее задумывались зачем вы продолжаете проходить эту мучительную игру. Впрочем, хорошие идеи в ней тоже были, плюс сюжетные DLC показывали работу над ошибками.
Когда анонсировали сиквел, у меня был только один вопрос: “Но зачем?” Но позже стало известно, что над игрой работает команда, которая отвечала за DLC, и мне стало любопытно. Как оказалось, стало любопытно не зря.
За всю свою игровую жизнь мне сложно вспомнить много примеров продолжений, которые по всем параметрам оказывались лучше оригинала, но при этом сохраняли геймплейную основу. И… The Evil Within 2 тоже к таким примерам отнести нельзя, так как он лучше не во всём, но всё таки, они лучше во многом. Игра остаётся хоррор action adventure с сильным акцентом на стелс, очень ограниченными ресурсами, возможностью избегать противников и акцентом на исследованием. Но, и я не знаю как это сказать помягче, игра больше не чувствует нужды постоянно вести себя как мудак по отношению к игроку. Она будет наказывать за проступки, порой очень жестко, особенно в начале, но при этом хочет, чтобы вы игру прошли. Даёт ограниченные ресурсы, но так, что если вы понимаете как играть, вам их будет более чем достаточно. А стелс остаётся рабочим решением большую часть игры, тогда как первая часть часто заставляла про него забыть. И мир тут интересно исследовать.
Собственно, даже хоть первая часть трубила о том, что она возвращается к “корням survival horror”, но при этом совершенно не понимала, что это означает, The Evil Within 2 кажется вполне себе адекватной эволюцией жанра. Немного порой даже напоминает то, что Alone in the Dark (2008) пытались сделать 10 лет назад, но не смогли. А у The Evil Within 2 получилось.
Большая часть игры, хоть, к сожалению, это особенно заметно только в первой половине, построена вокруг достаточно открытых локаций, в стиле тихого американского городка (который превратился в кошмар). По этим локациям можно спокойно передвигаться стелсом, исследовать разные куски, зачищать пути стелсом или пушками, находить полезные ресурсы и время от времени улучшать и крафтить вещи. При моей обычной нелюбви к крафтингу, система в этой игре мне показалась очень хорошей. Тут даже побочные квесты есть, так как порой можно встретить выживших людей и поговорить с ними. В первой части подобный подход встречался только в более маленьких и ограниченных локациях, тогда как здесь всё это сделано с большим размахом. Что особенно классно, при этом в игре отдельные куски этих огромных локаций, всё равно сделаны интересными и более-менее уникальными. Игра всё ещё разделена на главы, но они чаще указывают на куски истории, а не смены локаций, и в большие пройденные локации можно возвращаться ещё много глав спустя.
Такая структура игры, конечно, не без минусов. Хоть она остаётся визуально впечатляющей и полной запоминающихся моментов, очень классных и неожиданных переходов, всё же, она менее разнообразна, чем первая часть. Оригинал копировал структуру RE4, из-за чего каждая новая глава обычно означала новые локации или новые и часто неожиданные геймплейные идеи. В этой игре большую часть времени вы проведёте в двух разных типах локаций, которые не сильно интересно выглядят. Тут полно интересных перемен и переходов, но через час игры и через 17 часов игры вы будете бегать по, в принципе, одинаково выглядящим улицам. К счастью, это совершенно не замечается.
Как и не скучно следить за сюжетом. К концу он становится… глупым. Просто переполненным самыми предсказуемыми стереотипами и клише, которые вы можете представить. Впрочем, и первая часть была не шибко оригинальной, просто очень долго притворялась, что персонажи не понимают, что происходит, тогда как здесь все заранее представляют, что происходит. Разработчики порой даже вставляли невероятно идиотские диалоги которым не хватает разве что смеха за кадром. Судя по некоторым моментам в игре, вполне возможно они даже думали этот закадровый смех вставить. И было удивительно приятно наблюдать за серьёзной игрой, которая при этом понимает и принимает свою глупость крайне развлекательно.
В принципе, это и подход дизайна The Evil Within 2 в целом – игра взяла все основные идеи из The Evil Within 1 и DLC и сделала их как можно более увлекательными и развлекательными. Сложными, но не раздражающими. Сделав так, чтобы все механики и системы игры работали хорошо в любой ситуации, которая в игре может возникнуть. И приняв себя как есть – увлекательной и хоррор стелс action adventure игрой. Вот и всё что требовалось, чтобы игра получилась действительно хорошей.