Серия Yakuza существует уже далеко не первый год, но у меня никак не складывалось в неё поиграть, во многом из-за того, что у меня не было консолей, на которых эксклюзивно выходили игры. Поэтому, долгое время они оставались для меня чем-то интересным и восхваляемым всеми вокруг, но совершенно неизвестным. С недавним выходом Yakuza 0 на ПК у меня наконец появился шанс выяснить, что же из себя представляет серия. И как оказалось… Вау… То есть… Ух… Ого…
WOW, BREAKIN’ THE LAAAAAW BREAKING THE WOOOORLD kowasee~
Когда я совсем ничего не знал про серию, я часто видел (некорректное) описание, что Yakuza – это “японская GTA”. Но, что интересно, даже более точное сравнение – Shenmue – будет недостаточно хорошим, так как серия намного более уникальна. В ней есть открытый мир, но на достаточно маленькой локации, по сравнению с обычными “открытыми мирами”. Только один район города, просто по самое не могу напичканный деталями, персонажами и историями. Тут есть немало экшена, но во многом он акцентирует не смертельную жестокость, а драки, в которых даже если используется холодное или огнестрельное оружие, они воспринимаются скорее как специальные предметы из классических beat’em’up – что-то, что вырубает противников быстрее, а не инструмент для убийства.
И именно в этом Yakuza 0 (и, как я понимаю, серия в целом) уникальны – не смотря на то, что это игра про преступников в открытом мире, любые жертвы, любые смерти, воспринимаются как действительно весомое событие, а не просто обычное дело. Что отражается и в истории, которая не так про жестокость и тёмные стороны преступности, как скорее про попытки найти свет и надежду в таких условиях. Если проходить побочные истории, которые пропустить просто невозможно от того, насколько они хороши, это становится ещё более очевидно. В игре вы будете постоянно сталкиваться с совершенно разнообразными персонажами в их моменты слабости и сомнения – будь то БДСМ госпожа, которая устроилась на работы чтобы научиться быть менее податливой, будь то мальчик, у которого украли картридж с ожидаемой игрой, будь то юная душа, которую затащили в культ. И у каждой из этих историй есть жизнеутверждающее завершение истории и мораль для игрока. Это история про надежду, про упорство, про доброту и невинность в первую очередь, и только во вторую это мрачная криминальная драма с захватывающим сюжетом.
Что особенно интересно, в игре полно вещей, которые даже не кажутся событиями, пока вы случайно в них не окажетесь. Перекусите в суши баре и у вас может развязаться разговор с поваром, с которым вы подружитесь. Поиграйте в гонки на электронных машинках, и у вас может открыться целая сюжетная линия с невероятными поворотами. Даже “бизнес”, который становится доступен после определённой главы, мог бы быть просто менюшками, через которые вы зарабатываете деньги, но на практике оказывается самостоятельной историей. Именно этим всем игра и захватывает в первую очередь. Да, в ней есть два персонажа с различными боевыми приёмами и детальными локациями. Тут полно всяких мини-игр в которые можно поиграть. Но что будет мотивировать вас возвращаться в игру, так именно все эти маленькие истории, с которыми вы можете столкнуться, ну и основная история игры.
Что, впрочем, пожалуй является и в каком-то роде раздражающим элементом игры. Истории настолько хороши и их так много, что это через какое-то время становится чересчур. Во многом потому, что в плане геймплея, игра остаётся в целом неизменной и немного скучной. Все эти вещи необязательны, их не нужно делать, но они настолько хороши, что их хочется делать. Чтобы это всё не надоело, я просто советую переключаться на основную историю как только вам становиться скучно, ведь все остальные истории можно выполнить в любой момент, включая после прохождения игры или даже в новой игре плюс. Мне переключаться было сложно из-за качества историй, но возможно вам будет проще.
Я также хотел бы высказать похвалу очень грамотному использованию игрового бюджета. Помимо того, что части серии часто использовали модели, анимации, локации и подобное с малыми изменениями между частями, что очевидно, скажем, если сравнить эту игру и Yakuza Kiwami (римейк оригинала), игра ещё и грамотно экономит время разработчиков так, что это не приводит к каким-то корявым или раздражающим результатами. Например, заставки бывают трех видов – некоторые используют анимации и модели более высокого качества чем в игре и полностью озвучены, некоторые используют только игровые модели и озвучены частично, а некоторые работают как комикс или слайд шоу, но все они при этом выглядят стильно и хорошо. Более того, поскольку большая часть заставок второго типа, вы можете проматывать текст со своей скоростью чтения, что в настолько напичканной заставками игре невероятно полезно. Особенно после этой игры интересно смотреть на Binary Domain, другой проект от этой же команды, который наверное был дороже и сложнее в разработке, ведь в нём нет особой экономии на моделях и локациях (и игра отличная, если что, очень советую). Но я уже отошёл от темы…
Yakuza 0 – это игра, которая равнодушными вас не оставит. Я хоть и немного устал от неё к концу, получил массу впечатлений и в игру влюбился. Скорее всего позже найду силы допройти разный побочный контент, который я забросил и определённо точно буду играть в другие части серии.
P.S. Саундтрек в игре тоже просто нечто, обязательно послушайте.