Радуясь: Persona 4 Golden

Радуясь: Persona 4 Golden

У меня очень ограниченный опыт с серией (Shin) Megami Tense от ATLUS, которая в основном состоит из jRPG игр. Впервые я познакомился с ней после огромного мирового успеха Persona 3 лет 11 назад, и эта игры даже не относится к “основной” серии, поэтому у неё немного другие механики. Я тогда поиграл в Persona 3 FES и мне понравилась уникальная смесь социального сима и пошаговой jRPG с dungeon crawler уровнями с точки зрения механик, и очень мрачный тон в истории и стиле. Но игру я не прошел до конца. Через пару лет я попробовал пройти и оригинальный релиз Persona 4, в котором мне тоже понравились завязка и геймплей, но загрузки на PS2 в конце концов взяли верх и я тоже забросил прохождение. Надеясь, что игру когда-то переиздадут на других системах.

Именно таким переизданием и была Persona 4 Golden… только её изначально я тоже пропустил, так как она вышла на PS Vita (которой у меня не было). Впрочем, перенос такого геймплея на портативную систему казался очень в тему, ведь основная рутина игры очень хорошо подходит под возможность в любой момент немного поиграть и остановиться. Ещё спустя восемь лет Persona 4 Golden неожиданно вышла на ПК с ещё несколькими улучшениями по сравнению с портом на PS Vita. И я наконец прошел игру.

Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор

Поскольку (под-)серия Persona с выхода третьей части очень уникальна своим геймплеем, мне стоит его объяснить. Главным героем игры выступает старшеклассник (и в отличии от порта P3 на PSP тут можно играть только мальчиком) и вам в его шкуре придётся прожить весь учебный год. Ходить в школу, тусить с друзьями, помогать дяде и его маленькой дочке… расследовать загадочные убийства, которые можно объяснить только сверхъестественным. Обычный японский школьник, в общем. И важным элементом серии, который, к счастью, хорошо и последовательно объясняется по ходу игры, являются “социальные связи”. Которые можно “прокачивать” если тусить с этими людьми и помогать им в жизни, в определённые периоды дня, когда эти персонажи доступны по календарю. Также у персонажа есть и социальные навыки, которые можно (и нужно) прокачивать чтением книг, выполнением каких-то задачи или участием в каких-то событиях. Все эти элементы влияют на историю, но, что особенно интересно, они также влияют и на jRPG механики.

У каждого “члена команды” есть “Персона” – что-то вроде аватара их внутренней воли, навеянных концепциями Юнга. Тогда как главный герой может этих персон менять, и у каждой есть множество своих навыков, своих сильных и слабых сторон и особенностей (что немного напоминает концепцию Guardian Force из FF8). Также эти Персоны можно соединять, для создания новых Персон, которые могут унаследовать навыки и особенности своих “родителей”. И на эти чисто геймплейные элементы влияют социальные элементы игры, из-за чего игрокам нужно регулярно балансировать между “обычной жизнью” и прохождением “подземелий”.

Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор

Идея эта безумно прикольная и большую часть времени она хорошо работает, ведь и геймплей, и история друг друга хорошо дополняют. Что не сработало бы, если бы геймплейные основы не были настолько прикольными. Но битвы в Persona 4 очень интересные. Исследование локаций и избегание или атака “теней” в каждом “подземелье” держится исключительно на отличном саундтреке и визуальном стиле, но по факту работает как типичный скучненький dungeon crawl, но как только вы попадаете в битву, геймплей сразу становится интересным. Концептуально это достаточно простая задумка – нужно проверять слабые и сильные стороны противников и стараться атаковать только слабые их стороны, при этом не попадая под атаки, которые бьют по слабым сторонам вашей команды. Но на практике это очень интересно из-за множества мелких деталей и особенностей. Проверяете противника, бьёте по их слабости, получаете дополнительный ход, бьёте по слабому месту второго противника, теперь когда все противники в нокауте можно сделать специальную атаку всей командой, подстраиваетесь под результат, деретесь до победного конца. Битвы в jRPGs очень часто оказываются либо слишком затянутыми и нудными, потому что противники не сложные, просто имеют кучу здоровья, или слишком заумными, где нужно постоянно жонглировать миллионом сложных механик. Тогда как Persona 4, по большей части, соблюдает хороший баланс, где битвы достаточно краткие, но при этом подумать всегда нужно. И даже мне, как человеку, который не очень любит пошаговые битвы, это очень понравилось.

Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор

Бывают и раздражающие исключения, конечно. И есть решения, которые скорее бесят, чем вызывают сложности. Например, если у игрового персонажа закончилось здоровье, игра сразу же прекращается, даже если в команде есть кто-то с возможностью возрождения союзников. А это может произойти совершенно неожиданно во многих моментах в начале игры, тогда как к концу практически перестаёт быть проблемой, что приводит к более неприятным первым часам игры, чем могло бы быть. К счастью, в игре очень хороший регулятор сложности с несколькими вариантами возможности переиграть после проигрыша. Ну и новое подземелье, которое добавили в Golden еще для Vita скорее бесит, чем вызывает сложности. А несколько битв в игре являются совершенно неоправданными скачками сложности, даже если само подземелье перед ними очень простые. Гриндить в игре, в итоге, становится достаточно полезно, пускай и не то, чтобы совсем обязательно. Битвы не надоедают, но лишнее время всё равно теряется.

И это другой важный момент, который нужно упомянуть – игра очень-очень длинная. Тут полно историй и ситуаций, чтобы заполнить всё это время, и большая их часть действительно классные и эмоциональные, но если говорить об основной сюжетной линии, то к концу она оказывается намного более банальной и разочаровывающей, чем хотелось бы. И хоть путешествие по Persona 4 воспринимается как веселое и немного страшное приключение со странненькими но классными близкими друзьями, и когда наконец включаются титры очень жаль, что всё закончилось, но в то же время тут слишком много нарративных элементов, от которых хочется стучать головой по столу. Тут столько предсказуемых и стереотипных ситуаций, которые абсолютно ничего интересного со своей завязкой не делают. И сама история к концу превращается в типичное для jRPG где Великий Герой спасает Мир от Великого Древнего Зла, что кажется совершенно идиотским посреди очень “ламповой” истории про близкие отношения с окружающими.

Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор

Еще стоит сказать, что на концовку влияет несколько диалоговых опций, которые работают просто отвратительно, так как система в игре не была создана для диалогов с действительно важным выбором, ну и построение некоторых фраз совершенно не соответствует их смыслу. Ну а количество действительно идиотских шуток и ситуаций местами зашкаливает. От классной эмоциональной сцены игра может резко перескочить на “типичную шутку про подростков из аниме №5”, которая даже в 2008 уже не была новой и смешной, а в 2020 выглядит совершенно дико. Такого количества примитивных “гей паника” шуток я не видел с тех пор, как я последний раз смотрел фильм Майкла Бея (и я не помню когда такое в последний раз было). Ну а некоторые персонажи в любой ситуации ведут себя как извращенцы, потому что “хаха, извращенцы, это так смешно”.

Не смотря на все эти раздражающие недостатки, все хорошие моменты в игре, отличный геймплей, невероятный саундтрек и стиль постоянно перебивают неприятные ощущения. И хоть игра слишком длинная, я всё равно с удовольствием в неё возвращался каждый день и не удивлюсь, если когда-то сяду проходить новую игру плюс. Потому что, не смотря на недостатки, Persona 4 Golden – очень классная и уникальная игра. Хоть мне настроение и стиль Persona 3 понравились больше, из того, что я в неё когда-то наиграл. Впрочем, в 4 играть было намного приятнее. (Но было бы неплохо увидеть обновлённый порт третьей части на ПК).

Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор Persona 4 Golden, review, обзор

В любом случае, Persona 4 Golden – очень хорошая игра, в которую обязательно стоит поиграть, раз теперь она есть на ПК и еще больше людей могут её купить. Она требует много времени, в ней не всё хорошо и некоторые из типичных анимешных шуток и ситуаций, которые устарели еще в 2008, будут немного портить впечатление. Но скорее всего игра всё равно вам понравится и обязательно запомнится.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: