Я впервые попробовал Blasphemous года 2 назад, почти сразу после выхода игры, и она мне не зашла. В метроидваниях я обычно предпочитаю исследование, а этот проект явно хотел акцентировать экшен. И сложность “в стиле Dark Souls”. Но вот пару месяцев назад я посмотрел как другие люди на стримах проходят игру и понял, что первые впечатления об игре были не совсем правильные. И теперь рад, что дал игре ещё один шанс.
Blasphemous работает как более “приземлённый” и акцентирующий hack and slash геймплей вариант метроидвании. Тут нет слишком “сверхъестественных” способов передвижения вроде двойных прыжков или бесконечных прыжков от стен. Количество противников на экране обычно достаточно малое и вместо этого игра акцентирует более стратегический подход к бою, с использованием уворачивания и парирования ударов. Лечение тут “в стиле Souls”, с одним лечебным предметом, который пополняется во время “отдыха”, который сам по себе также лечит персонажа. Но если “отдохнуть”, то все противники в игре снова возрождаются. Даже смерть в игре также оставляет определённую метку на карте, которую нужно поднять. Но эта система тут не настолько наказывающая, как в некоторых проектах с такой задумкой.
После релиза игра получила огромное количество полезных изменений и улучшений. Настолько, что я сомневаюсь, что мне бы настолько понравилось проходить игру без них. Некоторые из обновлений, впрочем, сделали игру местами сложнее, но по большей части эти перемены не обязательны. Впрочем, я с первым своим прохождением случайно наткнулся на “настоящую” концовку в игре, просто потому что люблю исследовать локации. И боссы в этой концовке были чрезвычайно раздражающими. Я честно не понимаю зачем игра вообще время от времени настолько резко усложняет жизнь игрокам. Тем более, что зачастую решение этих сложностей сводится к тому, чтобы подобрать правильные предметы перед битвой. Что скорее нудно, чем сложно, потому что предметов под конец игры у вас слишком много.
Но некоторые из локаций в игре получились откровенно ужасно продуманными. Например, необязательные локации, которые связаны с Bloodstained, я решил не проходить, потому что в них игра возомнила себя точным платформером с крайне ограниченным временем на выполнение задачи. Настолько ограниченным, что хоть в этих локациях есть специальные ответвления, чтобы вы могли повторить попытку снова, на самом деле любая ошибка означает, что пройти до конца вы локацию не успеете. Но при этом быстрой кнопки перезапуска туда не добавили. И хоть в основной игре так плохо никогда не становится, там всё равно встречаются места, где игра скорее бесит, чем кажется сложной.
Но исследовать её всё равно увлекательно. Тут очень красивые (и криповые) локации, прекрасный саундтрек и очень хорошая озвучка персонажей. И сюжет тут, хоть часто и подаётся через невнятные диалоги, очень простой и понятный. Не сильно увлекательный, но атмосферный, на что игра и делает акцент. Я бы с радостью прошел игру снова, чтобы посмотреть другие концовки и пройти игру в другом порядке, но Новая Игра Плюс (которую тоже добавили патчами) делает игру “сложнее”, и мне это стало совершенно не интересно. Но судя по отзывам, большей части игроков весь этот упор на “сложность” нравится, поэтому я решения разработчиков понимаю.
В целом, даже если вам не очень нравятся игры с акцентом на экшен, парирование и очень точный геймплей, то Blasphemous всё равно вам может понравиться. Разве что если эти вещи вы просто ненавидите – тогда действительно стоит поискать другие проекты, с акцентом на исследование или платформинг. Но мне игра очень понравилась и я уверен, что аудитория у неё всё еще может расти.