О времена: Syberia I & II

О времена: Syberia I & II

О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.

Двадцать лет назад в 2002-ом Syberia вышла в эпоху падения популярности point and click adventures приключений. И не то, чтобы хороших приключений в то время не выходило (The Longest Journey вышла на пару лет раньше), но многие разработчики не могли придумать что делать с жанром с переходом в 3D. Даже сама Syberia порой не знает что делать, но достаточно грациозно спотыкается через приключение благодаря красивым локациям и захватывающей истории. Из-за чего игру фанаты жанра и полюбили. Именно с этого проекта также началась короткая, но очень удачная череда приключений от Microïds, которая окончательно сдулась к моменту выхода Sinking Island.

И хоть я лично проходил обе оригинальные части Syberia в годы их выхода, и обе они мне понравились (особенно оригинал), я не запускал их с тех пор до этого момента.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Перепроходить Syberia было очень странно – я удивительно детально помнил события игры, хоть уже почти 20 лет её не видел. У неё очень запоминающийся визуальный стиль, который смешивал “механический панк” (clockpunk) и модерновую архитектуру в своём необычном путешествии по отдалённым уголкам мира, в которых время словно застыло в середине прошлого века и служило контрастом для современности. Символом которого служила главная героиня игры – Кейт Уокер, история которой запоминалась не меньше. Она начинала историю как типичный офисный работник, которого послали подписать контракт, но к концу истории становилась полностью поглощённой свободой приключения и радовалась решению каждой проблемы.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Но ещё более странно мне было вспомнить насколько странным был подход игры к своему жанру. Вас ждут множество экранов с невероятно красивыми иллюстрациями, но почти полным отсутствием геймплея. Из-за чего игра чаще напоминает Myst, чем традиционное приключение тех лет. Игра настолько слабо использует свою камеру и управление, что её было бы элементарно превратить в современное приключение от третьего лица с прямым управлением персонажа. Тут нет ни одной зоны для описательного комментария, ни одной точки, которая очень далеко от персонажа. И в отличие от Myst, игра не бросает вас в мире без объяснений и ждёт, что вы будете дергать случайные рычаги, а очень хорошо направляет вас к нужным выводам и поступкам.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Впрочем, такой подход порой делает прохождение неприятным. Вы вполне можете неожиданно застрять просто потому, что вы упустили какую-то важную деталь на одной из сцен, из-за чего вы попросту не можете даже попробовать взаимодействовать с какой-то другой явно интерактивной деталью на другой сцене. После чего вы будете бегать по этим красивым локациям и надеяться, что хоть на одном из экранов вы сможете найти что-то полезное. Потому что в игре такое есть – посреди совершенно бесполезных экранов игра может спрятать какую-то неочевидную маленькую интерактивную зону, которую вы не заметите не потеревшись о каждую стену. Игра ведь вышла до того как подсветка интерактивных зон стала нормальным делом для жанра. А поскольку проблемы можно решать только в определённом порядке взаимодействий, это может раздражать, особенно на фоне остального времени проведённого в игре, когда Syberia понимает как проводить игроков по своему геймплею.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Ещё, конечно, было увидеть классический подход к мышлению управляемых персонажей в сюжетных приключениях. Кейт часто ведёт себя как “нормальный человек”, но в то же время совершенно не чурается без задней мысли решить залезть на крышу здания по опасно выглядящей лестнице совершенно не зная, что это ей точно нужно сделать. И даже не спрашивая разрешения. Или просто дергать за случайные рычаги и включить всю технику на заводе.

Но в Syberia до сих пор очень прикольно играть. И не смотря на мои опасения, игра почти не устарела и вызывает настолько же позитивные эмоции, как и когда она только вышла.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

В отличие от первой части, своё первое прохождение Syberia II я почти забыл. Я помнил только первую локацию, концовку и то, что игра мне не так сильно понравилась. После прохождения снова я понимаю почему я решил эту игру забыть.

Начинается игра достаточно неплохо и является прямым продолжением событий первой части. Но даже тут начинают проявляться странности. Например, почему бывший босс Кейт теперь ведёт себя совершенно иначе? Зачем игра выкинула все связи с прошлым Кейт, кроме одного единственного звонка от матери, который просто повторяет то, что первая часть уже полностью покрыла? Зачем вообще оставлять некоторые из этих элементов, если Кейт совершенно не растёт как персонаж в этой части?

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Но всё равно, первые впечатления скорее позитивные. Интерфейс в целом стал намного приятней, с более понятными переходами между экранами, более удобными диалогами (без возможности говорить об одном и том же бесконечно). Даже с Оскаром можно теперь поговорить по телефону, а значит нужды постоянно бегать к нему, чтобы поговорить лично уже не должно быть. Она всё равно будет, как окажется позже, но на старте игры вы этого ещё не знаете. И не смотря на всякие мелкие отличия, начало кажется всего лишь очередной остановкой поезда, как в Syberia 1.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Но потом игра начинает разваливаться. Загадки становятся всё тупее и тупее, а к концу становятся просто идиотскими. Локации постепенно становятся всё более закрученными и бессмысленно длинными. Одна из финальных локаций, например, состоит из нескольких десятков экранов и процентов 90% из них не имеют ничего интерактивного. Но на оставшихся 10% в каком-то совершенно неочевидном месте может быть спрятан важный предмет, который игра даже не пытается сделать заметным. А сюжет тут попросту убивают. В игре появляются совершенно стереотипные и тупые злодеи. Ради одной из загадок зачем-то возвращают одного из персонажей из первой части, после чего про него снова забывают. А самое главное, что вообще вся эта история совершенно не нужна и даже рядом не стоит с качеством первой части. Для первой Syberia не нужно было делать продолжение, но раз его сделали, то из реально важных и нужных сюжетных моментов тут только концовка. Ради которой не стоит тратить 5+ часов на ужасный геймплей.

Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор Syberia, Syberia II, retrospective, review, ретроспектива, обзор

Syberia 2 не только плохое продолжение первой части, но и плохая приключенческая игра. Она все еще красивая и всё еще с запоминающимся саундтреком. Но в отличие от первой части, игра кажется “типичным приключением начала 00-ых”, а не уникальной и интересно поданной историей, которой была первая часть. Я не рекомендую проходить это продолжение, лучше остановитесь на первой части.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: