Рон Гилберт, человек которого благодарят за Maniac Mansion, The Secret of Monkey Island (и в меньшей мере за серию DeathSpank), мечтал сделать The Cave давно. И это чувствуется в игре: постоянно обнаруживаются идеи, образы и атмосфера классических адвенчур, над которыми Рон работал. К огромному сожалению, вместе со множеством хорошо забытого старого, в игру попало много того, что должно было остаться в прошлом.
У The Cave очень простая завязка: существует волшебная говорящая Пещера, которая выполняет роль рассказчика/голоса за кадром в игре, и эта Пещера может дать то, что многие желают. Семь разных персонажей, три из которых могут быть в игре одновременно, каждый со своим желанием и предысторией, идут через Пещеру полную разнообразных ситуаций и заданий. Под каждого персонажа есть своя уникальная локация, доступная только если персонаж выбран в команду, в которой реконструируется его/ее заветное желание, со всеми его некрасивыми последствиями. И пройдя путь через Пещеру, каждый персонаж может либо захотеть получить желанное, либо отказаться от преследования этой идеи.
Завязка и основная концепция у игры получилась действительно хорошей. Семь персонажей абсолютно разные по истории и стилю, каждый из них имеет уникальную способность. Легкий в подаче, но глубокий сюжет, смешивающий игривый черный юмор и серьезные вопросы. Интересная центральная идея саморазрушительного преследования желаний. Всё это подано через прекрасный, чем-то напоминающий прекрасных Psychonauts стиль и атмосферу реальности смешанной с парком развлечений а-ля Monkey Island. Ну а идея с геймплеем, меняющимся в зависимости от персонажей в команде, конечно приятно напоминает Maniac Mansion, но на поверхности кажется намного более интересной.
Но все эти прекрасные вещи испорчены реализацией. У персонажей интересный сюжет, но его слишком мало и он чересчур тонким слоем помазан через прохождение маленькими слайдами, которые можно находить в локациях. А их разница в геймплее слишком редко ощущается, за исключением буквально одного или двух персонажей. Всё это и подпорчено тем, что между уникальными уровнями находятся не меняющиеся обязательные уровни, которые невероятно скучны и занимают намного больше времени, чем уровни уникальные. И которые, вместе с непропускаемыми заставками (которых не так и много, слава богу), нужно терпеть при каждом перепрохождении игры, несмотря на то, что возможность перепрохождений вроде бы является одной из центральных идей в игре.
Но даже и без перепрохождения, игра геймплейно кажется невероятно скучной и надоедливой. Как платформер она слишком неудобная – уж больно неповоротливы и медлительны все персонажи, что, вместе с дизайном уровней и смертью от большой высоты, делает прохождение куда более скучным, чем оно есть на самом деле. Пускай, на самом деле, прохождение и так было бы скучным в большинстве случаев, потому что многие “загадки” или, скорее, “задачи” редко сложны в понимании (чаще в понимании, что вообще игра хочет) и почти постоянно надоедливо долгие в исполнении. Игра слишком часто хочет, чтобы игрок просто бегал туда-суда выполняя какое-то невероятно нудное задание, и каждая интересная задачка воспринимается в радость. Но в большинстве случаев, игра словно нарочно тянет время, заставляя таскать каждого персонажа в какую-то точку уровня, чтобы что-то сделать в несколько шагов, которые спокойно можно было бы сократить. Возможно, в кооперативе игра становится на толику менее раздражающей, но игра почему-то поддерживает только локальный кооп, и я не смог его проверить. Впрочем, у меня подозрение, что в нем отключается автодогон оставшихся персонажей, что как раз сделает игру еще более нудной.
The Cave могла бы стать прекрасным перерождением Maniac Mansion, но с интересным сюжетом и темами, могла бы быть воплощением хороших воспоминаний о той игре. Вместо этого, она на практике нередко оказывается куда более неприятным времяпровождением, чем если сегодня начать проходить сам Maniac Mansion. Слишком часто создается впечатление, что она просто впустую тратит свое время. И это обидно: в те моменты, когда The Cave сияет – она сияет ярко. Юмор, атмосфера и персонажи практически стоят потраченного на нее времени. Но многие могут не выдержать и одного прохождения.
P.S. Для максимального удовольствия от игры, на первый раз я бы посоветовал взять Рыцаря и Ученую, плюс, возможно, Близнецов. У них, в целом, самые интересные в прохождении уровни. Как вариант – Селюка, но его уровень чуть больше раздражает.