Мысли про: Metro Exodus (Gold Edition)

Мысли про: Metro Exodus (Gold Edition)

Десять лет назад Metro 2033 стала неожиданно приятным сюрпризом. Игра была сюжетным линейным stealth FPS, в котором действительно пытались рассказать историю, а не дать игроку почувствовать себя крутым, как это было в других очень заскриптованных линейных играх того времени. В ней словно Escape from Butcher Bay смешали с русским пост-апокалипсис романом. И хоть игра была с проблемами, она впечатляла и не забывалась.

Десть лет спустя Metro Exodus пытается превратить Metro 2033 в Far Cry. Результаты не совершенно катастрофические.

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Пожалуй, тут нужно немного контекста для серии в целом. Когда вышла Metro 2033, она удивила по нескольким причинам. Одной из ключевых было то, что к этому времени желание украинских разработчиков создать “наш народный Fallout” уже как-то поостыло, да и единственный удачный результат в виде S.T.A.L.K.E.R. уже вышел. Большинство действительно больших имен в разработке, которые пытались сделать что-то в таком духе, либо закрылись, либо переключились на проекты поменьше. GSC Game World, в своей первой итерации, был фактически мертв, Deep Shadows технически уже не существовали, Creoteam (впрочем, Collapse только сеттингом мог напоминать Fallout) переосмысливали своё будущее. Даже один из старейших разработчиков страны, Action Forms, не смог достаточно хорошо продать замечательный Анабиоз и с тех пор находится в, собственно, “анабиозе” сами. И в этот период, совершенно неожиданно, появляется Metro 2033 и становится первым проектом такого уровня, который действительно сделал всё то, что обещал. Повествование хорошее, визуально игра была одной из передовых, геймплей нормальный и даже сравнения со S.T.A.L.K.E.R. не становились негативными просто потому, что мир Метро (как и в книгах на основе которых серия основана) очень отличается от мира S.T.A.L.K.E.R.. Игра стала хитом.

Совсем не удивительно, что Луч Надежды пустили в разработку. И сиквел стал куда более простым, более продуманным, более героическим, более красивым и, соответственно, более предсказуемым. Но не смотря на это, в нём всё равно осталось что-то из мира и персонажей, что делало игру интересной. Игра всё равно понимала, что в её случае геймплей есть только для того, чтобы история воспринималась лучше. И всё равно, что он был менее разнообразным и менее приключенческим. Главное, что он подходил истории, миру, персонажам и не разрушал атмосферу на которой всё держалось.

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Именно поэтому я совершенно не понимаю, почему кто-то решил, что Metro Exodus стоит строить полностью вокруг геймплея, но сам геймплей кардинально не менять. Но так и сделали. В Exodus есть несколько сюжетных уровней/секций, которые проходятся почти также как игрались прошлые игры – очень заскриптованные stealth FPS с неизбежными перестрелками. Но большая часть игры проходит на открытых картах/уровнях, которые работают как маленькие открытые миры. Только все локации в этих открытых уровнях, особенно если они привязаны к квесту, проходятся идентично другим сюжетным кускам игры, что совершенно не сочетается с открытым миром. Во многом потому, что основной геймплей в игре, да и серии в целом, никогда не был особенно хорош сам по себе.

Серия Metro никогда не была хорошими stealth FPS, если смотреть на них исключительно механически. Stealth FPS механики в игре работали на то, чтобы поднять напряжение, создать эмоционально необходимую ситуацию. Чтобы выбор казался сложнее, чтобы патроны, аптечки и фильтры экономить было сложно. Но сами по себе эти механики были скучным и примитивными. Стелс всегда задумывался как “правильный выбор”, но проходить его было легко – просто следуй от “правильной” точки к другой, в “правильное” время и все будет как надо. А как шутер игра работала нормально, если экшен секция не затягивалась, во многом потому, что оружие в игре было оригинальным, со своими особенностями использования. Metro 2033 и Last Light были настолько хороши именно потому что они использовали механики, чтобы рассказать историю.

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Тогда как Metro Exodus постоянно переключается с рассказа невероятно ужасно тупой истории на отказ рассказывать вообще что-то, если не умолять игру об этом. Сама по себе история безумно скучная, но из-за того, что почти все персонажи в игре новые, а главный герой всё еще не разговаривает, то становится еще хуже. Отвратительная “вторая половинка” из Луча Надежды снова здесь и, в каком-то роде, сюжет крутится вокруг неё. Её отец тоже тут, в который раз выглядящий совершенно не так, как в прошлой игре. Но все остальные персонажи новые, и все как один безликие, скучные и не интересные. А самым неинтересным получился сам Артём. В 2033 он был молодым парнем, на которого упало ответственное задание. Он отправляется в путешествие, которое его навсегда изменит, а сам он попутно изменяет жизни окружающих его людей. И молчаливость в принципе подходит и не мешает. В Луче Надежды он больше похож на типичного солдата из игр, “героя”, молчаливость которого всё равно как-то подходит по настроению. В Исходе его как персонажа просто нет. У него есть отношения с людьми, мечты, желания о которых говорит текст сценария, но его самого ни через геймплей, ни через подачу сюжета нет.

Но что вообще отвратительно, так это когда игру ещё нужно вымолить рассказать что-то. Знаете как тут нужно узнавать многие ключевые сюжетные моменты по развитию персонажей, по истории локаций, которые вы посещаете? Нужно найти персонажа, который хочет об этом рассказать и просто возле него встать. И стоять. Ничего не делая. Минут 5-10. Просто слушая длинный монолог. А без некоторых из таких монологов понимания что и зачем вообще происходит нет. Кто вообще решил, что так можно делать?

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Но это явно завязано на том, что Metro Exodus изо всех сил старается быть про геймплей, а не историю. Но не получается совсем. Вся соль Far Cry, Just Cause и подобных игр в том, что их ключевые системы и механики сами по себе интересные, поэтому забавно наблюдать их в действии. Собственно, даже с Gears 5 подобный дизайн игры прокатывал на ура просто потому, что стрелять в этой серии прикольно. Разнообразия там не хватает, но стрелять реально прикольно. Тогда как в Metro Exodus с точки зрения механик нет ничего особо интересного. А дизайн в стиле открытых уровней ещё и заставил разработчиков переосмыслить какие действия и оружие можно использовать максимально эффективно в разных ситуациях, из-за чего их стало меньше, чем в прошлых играх и игра кажется крайне однообразной. И безумно скучной. На сложности Рейнджера, которая как и раньше во многом считается “задуманной сложностью для прохождения”, все те куски игры, которые работают как прошлые части, проходятся точно так же легко. Но вот стоит случайно и неожиданно умереть где-то между локациями в открытом мире, как внезапно оказывается что последнее сохранение у вас было до того, как вы пробежали через пол карты, пересортировали весь инвентарь, скрафтили полезного говна и усовершенствовали оружие. И это нужно делать заново. Это не сложность, просто раздражители.

В игре есть и хорошее, хоть и не так много. Некоторые из маленьких историй по пути сюжета хорошие. “Моральная система” в этот раз получилась естественной и хорошо вписывается в сюжет. Визуально игра невероятно красива, даже без Ray Tracing, причем в любое время суток и погоду, которые теперь динамически меняются. И хоть тут не особо оригинальное повествование, всё равно есть прикольные моменты.

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Два сюжетных DLC картину особо не поменяли. Первое, The Two Colonels, напоминает Last Light и DLC для той игры, но в целом проходится весьма скучненько и ничего интересного не рассказывает. Бегать с огнемётом прикольно, но помимо этого ничего особо и нет. А на Рейнджере играть почти невозможно, иначе будете постоянно непонятно от чего умирать. А второе, Sam’s Story, по структуре ближе к основной игре, но история совершенно никакая и даже ещё более тупая, чем в основной игре. По факту, это просто “добавка”, на случай если вам очень понравился игровой процесс в основной игре.

Ну и ещё багов в игре хватает. Я в основном только с багами анимаций постоянно сталкивался, где персонажи регулярно телепортировались и предметы и трупы застревали в чем попало. Но была и парочка странных глюков, когда пришлось перезагрузиться с чекпоинта. Ну и да, уже 10 лет с 2033 прошло, а настройки в ПК версии всё так же дерьмовые – несколько неподписанных презетов качества и никаких тонких настроек. Причем, из-за того, что не подписано вы не узнаете, что похоже что два последних презета качества в плане настроек одинаковые, но максимальный просто рендерит игру в разрешении в два раза выше и потом делает даунсемплинг. Ну и отдельно хочется сказать, что украинская локализация в игре получилась очень посредственной технически (она смиксована в общий звук игры как-то очень странно). Но в плане актёрской игры и текста сказать сложно, потому что текст сам по себе фиговый.

Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор Metro Exodus, Gold Edition, review, обзор

Не то, чтобы Metro Exodus мне категорически не понравилась, но в отличие от прошлых частей, мне не понравилось в неё играть. Большую часть моего прохождения меня не покидало желание, чтобы игра наконец закончилась и я поиграл во что-то другое. Она круто выглядит, её мир всё ещё интересен, Тихарь всё ещё прикольная пушка. Но игра вышла примитивной и скучной если смотреть на неё с точки зрения сюжета, слишком линейной и ограниченной, если рассматривать её как открытый мир (в миниатюре), и слишком никакой с точки зрения stealth action. Ах да, и музыка в этот раз совсем противная. Как же далеко мы ушли от сказочно хорошего саундтрека 2033… Если честно, я бы скорее посоветовал заново пройти Metro 2033, в оригинале или в версии Redux, чем играть в эту игру. Я немного сожалею, что сам этого не сделал.

P.S. Но если вам хочется поиграть и у вас есть возможность поиграть в Enhanced Edition с её полным переходом на рей трейсинг, то играйте именно в эту версию.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: