Я так и не прошел 80 Days и серию Sorcery, но Heaven’s Vault, а это новая игра тех же разработчиков из inkle, меня интересовала. Возможно из-за того, что она полностью построена на археологии и переводе, на раскрытии истории и посещении давно забытых мест, что меня всегда привлекало. Игра сразу же выглядела нишево, но очень интересно. Как оказалось, из-за очень нелинейного подхода, она получилась намного более нишевой, чем я ожидал.
Чисто механически, игра работает как достаточно простое приключение в 3D (правда все персонажи – 2D спрайты) в котором вы очень медленно ходите по локациям в поисках вещей, с которыми можно взаимодействовать. Взаимодействие зачастую подразумевает либо диалог, варианты выбора в котором влияют на будущее общение с персонажем и на изменения в сюжете, либо же процесс перевода с древнего письма на английский. Плюс, во время простого брожения у игрока часто возникает возможность прямо на ходу поговорить о чем-то с напарником-роботом, что порой остаётся таким ненавязчивым диалогом из комментариев, а порой переходит в традиционное диалоговое окно с вариантами выбора. Ну и ещё есть совсем отдельный элемент игры – перемещение между локациями по рекам в космосе, где можно и целенаправленно плыть к какой-то из известных локаций, либо начать в таком направлении, но свернуть и свободно исследовать. Так можно находить новые археологические находки, которые в противном случае могут стать постепенно доступны после диалогов с NPC или других находок и перевода.
Больше всего удовольствия, и порой раздражения тоже, я получил от процесса перевода. Он достаточно прост – есть древнее письмо, которое, как и все языки, имеет свою структуру и логику. Конкретно в этом случае, символы означают какие-то понятия, благодаря чему процесс расшифровки происходит постепенно, но очень увлекательно. И переводить мне за всё время игры не надоело. Плюс, игра очень заботливо подтверждает или опровергает ваши догадки определёнными находками, что немного напоминает прошлогодний Return of the Obra Dinn. Пока этого подтверждения или опровержения нет, слово можно менять в любом куске перевода и смотреть подходит ли оно во всех случаях, где встречается. Что особенно любопытно, в игре даже есть New Game +, в котором вы начинаете игру с самого начала, но словарный запас из прошлого прохождения у вас остаётся, а сами фразы для перевода, которые попадаются в игре, становятся более сложными.
А вот вся идея с нелинейным геймплеем, где решения влекут за собой необратимые последствия, и постоянная болтовня с роботом в целом получились намного слабее. Игра очень открытая, ваши решения могут немного или же очень кардинально менять повествование, хоть начало и конец (как я понял) остаются одинаковыми. Но разработчикам нужно было как-то ограничивать возможности, чтобы сократить количество вариантов развития истории, что они порой делают очень неаккуратно. Например, тут не раз бывают ситуации, когда явно можно сделать оба доступных варианта, но после выбора одного из них второй сделать уже нельзя. К счастью, большая часть диалогов и сюжетов получились очень естественными и живыми. Но бывают места, где понять почему сделать второй вариант после первого нельзя просто невозможно.
Что также мешает процессу исследования. Игра требует полного исследования каждого маленького уголка, ведь везде могут попасться маленькие кусочки перевода, что увеличивает ваши шансы корректного перевода, но бродить по локациям очень неудобно. В каждой локации полно невидимых переходов, в которых персонаж просто идёт без возможности поменять траекторию, а иногда когда такое происходит, то порой вернуться в предыдущий кусок карты уже нельзя. Порой “прицелиться” на нужный предмет очень сложно. Маленькие предметы, которые невидимы и раскиданы по локациям, похоже, случайно генерируются в игре, чтобы у вас было достаточно информации для нахождения крупных археологических точек. А сами эти точки можно обычно посетить только один раз, порой без логичного объяснения почему вернутся к ним нельзя. Порой игра решает ограничить вас по времени на исследование, но это время также протекает во время любых бесполезных повторяющихся диалогов о том, что вы что-то нашли. А порой время просто почему-то восстанавливается, потому что багов тут тоже хватает.
Плавать на корабле просто скучно. Красиво и музыка приятная, но невероятно уныло и неудобно. С чем не спасает даже опция быстрого перемещения, которую добавили патчем (которая, кстати, может заморозить игру). В этом элементе игры нет вообще ничего стоящего, но при этом времени на него уходит очень много, особенно если пытаться искать локации вручную.
Но самая главная проблема в игре не баги, не странные несоответствия, не глюки интерфейса, не то, что в ходячих диалогах с роботом вы никогда не знаете что персонаж “скажет” или “спросит”. Проблема в том, что игра не сильно интересна, если вам неинтересны перевод и археология. Причем, в зависимости от того, куда вы полетите, вы вполне можете пропустить или очень поздно посетить действительно интересные сюжетные места, узнать больше про мир. А главная героиня, да и вообще все персонажи, очень скучные. Интерес появляется только от ситуаций, в которые они попадают и многое из этого можно пропустить, порой совершенно случайно.
Поэтому, хоть играть в Heaven’s Vault мне понравилось, рекомендовать её мне немного сложновато. Даже если игнорировать технические проблемы, ужасное управление и интерфейс, даже если дать игре время вас заинтересовать, всё равно есть очень осязаемый шанс, что игра не затянет. Просто потому, что путь, по которому вы решили проходить игру, обходит всё самое интересное. И вам станет скучно задолго до того, как игра скажет что-то интересное. Это грустно, ведь в Heaven’s Vault есть все лучшие качества отличных игр. И я всё равно советую в эту игру поиграть, так как она очень необычная, но заранее ожидайте, что она вполне может не понравиться.