La-Mulana имеет долгую историю. Это я говорю как о самой игре, так и об одноименных руинах внутри игры. Оригинальная La-Mulana вышла в 2005-ом году и вместе с Cave Story (оригинальная версия которого вышла на пол года раньше) стали одними из самых громких и больших релизов зарождающейся тогда новой волны независимой разработки игр, символом и эталоном, к которому стремились многие первые инди игры этого поколения. И это особенно интересно, ведь оригинальная La-Mulana сама была большим “спасибо” другой игре – Maze of Galious, и всей платформе MSX, на которой выходила эта игра. Собственно, La-Mulana создавали люди, которые до этого сделали детальное воссоздание Maze of Galious на ПК (upd: тут я не прав, Нарамура, дизайнер La-Mulana, создавал tileset для римейка, который, кстати, можно скачать тут), которые изучили все стандарты и ограничения MSX, и создали La-Mulana так, что ее можно было бы записать на дискету и запустить на MSX. Шло время, инди волна стала больше, цели и акценты изменились, изначально только японскую (как и с Cave Story) игру перевели на английский фанаты, и она начала обретать определенную популярность во многом благодаря зарождающейся к тому же времени культуре Let’s Play и, во многом, одному определенному летс плееру, которому выделено спасибо в титрах этого римейка игры. Но из-за своей специфичности, из-за своей сложности и из-за отсутствия особой рекламы, игра не стала супер известной. К платному релизу-римейку игры оригинальные разработчики NIGORO подошли очень серьезно, и этот релиз сначала был сделан для японии на WiiWare, потом наконец и на ПК, и вот, после долгих месяцев голосования на Greenlight, игра добралась и до Steam, со всеми соответствующими плюшками и выбором языков (включая русский, который я не проверял, правда). И вам обязательно нужно купить эту игру.
Сами разработчики называют жанр игры как Action Archaeological Ruins Exploration, и называют они его так не зря. Ведь аналогов у ее геймплея действительно мало. При взгляде на скриншоты игры, многие обычно сразу представляют себе обычный платформер или хотя бы привычную “metroidvania”, но это не так. Ведь не смотря на похожие элементы, на такой же важный (если не более) элемент исследования локаций, как и во многих metroidvania, не смотря на наличие платформинга и 2d экшен-элементов, La-Mulana куда больше напоминает Demon’s/Dark Souls смешанный с адвенчурой. И если вы думаете, что я сделал сравнение с Souls серией исключительно из вопроса сложности, что порой сегодня встречается – вы ошибаетесь. Нет, La-Mulana напоминает Souls в тех акцентах, которые она ставит. Тут очень важно знать свои ограничения и возможности, очень важно быть осторожным и внимательным, руины Ла-Муланы хранят в себе историю на миллиарды лет, которую вы будете узнавать из маленьких кусочков. В игре не зря одним из первых и самых важных инструментов является лупа и софт для вашего внутригрового ноутбука для расшифровки надписей. Не зря в игре есть софт для сохранения надписей в память и даже софт, который расширяет количество слотов для записей. Они вам будут нужны. Потому что, это не просто платформер, не просто метроидвания, это действительно экшен-адвенчура про исследование руин, как Индиана Джонс прописывал.
Само влияние Инди, кстати, читается как в дизайне главного героя и отсылках к сюжетным моментам серии фильмов, так и в отдельных игровых механиках и загадках. К примеру, одним из самых важных предметов, которые можно собирать и покупать, для которого даже есть отдельное место в основном HUD, – это грузило. Грузик, который можно ставить на специальные постаменты, которые решают задачи, открывают двери или активируют смертельные ловушки, так что думайте, куда их ставите, и если рядом с постаментом куча скелетов, то, наверное, не стоит.
И это только один из элементов сложности игры. К примеру, в отличие от обычного на сегодня управления платформеров, у главного героя Лемезы нет возможности управлять или сильно менять траекторию прыжка. Это весьма непривычно, но редко кажется “костылем” и органично вписывается в общую концепцию “играй осторожно и знай свои ограничения и возможности”. В игре нельзя сохранятся в любой локации, многие вещи нужно искать или покупать, для чего нужны деньги, основным и фактически единственным (но не совсем) способом лечения является термальный источник недалеко от начала игры, таблички и диалоги желательно читать внимательно, и важную информацию записывать или запоминать… В игре есть множество таких вещей, которые нужно запомнить, которые нужно учитывать при каждом походе на какую-то новую и неизвестную территорию. Это та игра, руководство которой стоит почитать, и “гид для начинающих” которой стоит посмотреть.
Это также полноценная большая комплексная игра. Слишком часто мы привыкли от инди, особенно именно такого инди, когда речь идет о маленькой команде, ждать небольших игр, которые стараются сосредоточиться на парочке элементов и довести их до совершенства. И в этом нет ничего плохого, но слишком редко попадаются примеры вроде Aquaria или La-Mulana, когда понимаешь, что если бы 2D уважали настолько, насколько оно этого заслуживает, и если бы эту игру издавали за полные 50$, она бы стоила каждой копейки этой цены. К примеру, для любителей оценивать временем, внутриигровое время прохождения основной игры заняло у меня 17 с половиной часов, общее время на то же самое, если верить Steam (который обычно скорее преуменьшает) – 28 часов. И я ими невероятно доволен.
И как римейк и переход от бесплатной версии, La-Mulana является сплошной радостью. Отдельные игровые механики сделали проще и удобней в использовании, множество, в целом, лишних элементов, которые делались просто как благодарность MSX и играм на ней, вырезаны, и оставлено только самое полезное и важное. Всё равно в бесплатную версию всегда можно поиграть. А в римейк перешло практически только лучшее. Были переосмыслены некоторые идеи, сделаны намного приятнее и понятнее отдельные элементы, добавлены новые мелочи. Ну и это всё поверх очень классного визуального стиля и ремикса всего саундтрека. Там, где Cave Story+ был, фактически, той же игрой, что и раньше, но с парочкой бонусов, чуть красивее и за деньги, La-Mulana является грамотным современным коммерческим релизом, который не потерял ни капли своей основной идеи, но играется так, как если бы 2D геймплей не забросили в конце 90ых, а продолжили бы развивать и ценить дальше. Впрочем, к сожалению, некоторые не очень хорошие элементы игры тоже сохранились.
К примеру, хоть это зачастую касается только бонусных секретных вещей, в игре есть слишком мутно объясняемые загадки или же вещи, которые нужно просто знать или понять (или почитать в Wiki по игре). Некоторые вещи, почему-то, открываются только определенным оружием, без видимых на то причин, некоторые элементы кажутся недостаточно грамотно показанными или раскрытыми. Ну и под конец игры одна опциональная загадка на не такой и полезный на практике предмет намного сложнее, чем любая до и после в основной игре, последним большим заданием перед последним боссом является достаточно нудная и куда менее, чем хотелось бы, удобная беготня по всем локациям (которая, причем, была удобней в оригинальной бесплатной ПК версии из-за ее привязки к клавиатуре), а финальный босс кажется слишком оторвано от всего остального в основной игре сложнее. Впрочем, такие вещи являются скорее редкостью и римейк в большинстве случаев очень грамотно подходит к вопросу того, что изменялось и как. Даже нарочно нечестная и соответственно названная бонусная локация Hell Temple в большинстве своем менее издевательская и жестокая, чем в оригинале. Впрочем, награду за ее прохождение сделали еще более… впечатляющей.
La-Mulana – одна из лучших игр на сегодня, но она так же одна из тех, которые преступно мало ценят. Это тот случай, когда фразу “и это делали три человека” можно воспринимать вишенкой на огромном, вкусном и сытном торте ощущений, которая оставляет сама игра. Так что, если еще сомневаетесь, посмотрите где-то первые минуты-час игры и бегите покупайте.
Купить-то я купил давно, да только с тем английским, который в игре есть, тяжело и некомфортно разбираться. А перевод оставляет желать лучшего.
Английский там отменный, но может быть сложным, если недостаточно знаний. А русский там отвратительный, к сожалению. Я уже долго разговаривал с ними, предлагал бесплатно сделать перевод и нормальный шрифт, только бы было красиво и понятно, но они чего-то так ничего и не сделали.
Ой как жалко! Быть может, по прошествии некоторого времени, разработчики-таки изменят своё мнение?
Или, может, стоит создать тему на каком-нибудь сайте для перевода? Лишь бы потрошитель ресурсов нашелся.
Может. Я не находил для римейк версии распаковщика, чтобы весь сценарий можно было редактировать.
Если есть желание, я могу спросить есть ли кто способный расковырять и заковырять файлы на zoneofgames.ru.
Попытка, как говорится, не пытка.
Или даже вот: http://www.zoneofgames.ru/forum/index.php?showtopic=26938&st=20&start=20
Оказывается, уже имелся какой-то перевод, но я пока что понятия не имею о его качестве. Зато есть связанный с ним проект на notabenoid и вы сможете своим намётанным взглядом заметить неточности и ошибки в текущем варианте.