Я давно хотел поиграть в серию Way of the Samurai, так как она всегда выглядела очень интересной попыткой смешать механики открытого мира обещающие “быть кем вы хотите”, с action adventure и choose your own adventure нелинейным повествованием. Оказалось, я не ошибался. Ещё оказалось, что у меня совершенно не было настроения играть в то, как они эти идеи реализовали. Но всё же, они достаточно интересны, чтобы я о них что-то написал.
И Way of the Samurai 3 и 4 работают на одних и тех же принципах – вы начинаете игру в роли самурая, у которого мало (или нет) денег, известности, особых навыков и оружия. Есть открытая локация, разделённая на несколько кусков, и несколько сторон, каждая из которых хочет заполучить абсолютную власть. И, конечно же, ваш персонаж может присоединиться к любой из этих сторон, менять сторону или же, если у вас хватить навыков и настроение особо плохое, убить вообще всех. Но если ваш персонаж умрёт – конец игры. И уйти с локации тоже можно. Где и проявляются rogue-lite/новая игра плюс элементы, потому что между каждым прохождением, как успешным так и нет, можно сохранять множество ресурсов, собственно сюжет лучше всего трогать после такого вот гринда ресурсов. Ну или же через прохождение на более легкие концовки, которых в игре полно. Ещё тут есть простая система смены дня и ночи, возможность есть (для лечения и разных эффектов), мир реагирует на то, что вы делаете, и в целом это один из лучших примеров совершенно открытого повествования, которое удаётся у игр намного лучше, чем у многих проектов, которые рекламируют себя как “станьте кем хотите”, ведь здесь мир не остаётся неизменным, а меняется от ваших решений. Конечно, с множеством уточнений и интеракции могут быть невероятно идиотскими, но то, чего игры добиваются, не может не впечатлять.
Главная разница между двумя проектами достаточно очевидна. Way of the Samurai 3 старается сохранять открытость подхода во всём. Игра, на самом деле, очень короткая. И она просто кидает вас в игровой мир без особого объяснения. Но сделано это так потому, что у вас постоянно остаётся ощущение, словно вы можете влиять на все события, в любой момент. Например, в игре есть две специальные кнопки, которые работают похоже на прерывания диалогов в Mass Effect 2, только ME2 вышел на год позже. Фактически, одна кнопка позволяет достать/спрятать меч, а вторая – упасть на колени и извиниться. И делать это можно почти в любой момент любой заставки и диалога. Это маленькая интересная задумка, которая делает игру очень интерактивной. Плюс к этому, в игре постоянно активен таймер смены дня и ночи, некоторые вещи (быстрое перемещение) тратят это время, но все сюжетные события (“inkling”) активируются только в присутствии игрока, а не случаются сами по себе. Что ещё важно, так это то, что WotS 3 кажется достаточно приземлённой попыткой показать драматизированную, но более “исторически-подобную” историю, хоть и не без глупостей.
Way of the Samurai 4, с другой стороны, сходу старается быть понятней. Начинается она практически туториалом, тут нет смены дня и ночи в реальном времени, теперь это зависит от определённых действий (но появилась стамина для траты на действия, которые занимали время) и поэтому воспринимается куда более… целенаправленной, что ли. Тут всё равно полно гринда, и концовки теперь занимают намного дольше времени. И сеттинг и персонажи тут просто стереотипно анимешные и идиотские. Тут и просто идиотские акценты “британцев”, и бредовые костюмы, и диалоги, которые себя всерьёз не воспринимают. В игру намного проще играть, особенно новичку, но мне показалось, что вся эта глупость и изменение некоторых механик из прошлой игры делают эту часть не так “лучше”, как скорее просто другой попыткой реализовать похожую идею.
И я не прошел обе игры. Как надо, по крайней мере. Я получил одну из концовок в 3, и то почти случайно так как ключевой персонаж немного заглючил в битве со мной и мне удалось его победить, иначе он бы быстро надрал мне задницу. Но если у вас настроение поиграть в такую “вашу историю”, и вы не против потратить пару часов на гринд и ошибки, эту серию обязательно стоит заценить.