Каждый раз читая “хоррор от первого лица” и “на движке Unity” в одном предложении автоматически хочется проигнорировать описываемую игру и перейти к чему-то другому. После выхода (для меня до сих пор удивительно) успешной Slender, люди принялись штамповать игры построенные по одному и тому же принципу – игрок смотрит на корявый мир от первого лица, бродит по нему туда-сюда собирая какой-то хлам и старается не визжать от страха каждый раз когда прямо в камеру с громкими звуками не прыгает какой-то очередной УЖАС. И если запустить Sylvio не читая управления, просто оказавшись в новой игре вы тоже скорее всего будете ждать, что вот-вот сейчас кто-то выскочит с криком “БУ!” или появятся бумажки, которые нужно собирать по уровню. Но Sylvio – совершенно другая игра…
Интересовались ли вы когда-либо концепцией “феномена электронного голоса”? Человеческих голосов, которые необъяснимо проявляются в записях или слышны посреди белого шума. Призраки или отголоски прошлого, возможность говорить с умершими. Паранормальным. Совершенно ненаучными вещами, которые тем не менее не могут не завораживать, особенно в детстве. Sylvio – игра, которая делает запись мертвых голосов своей основной механикой. И это невероятно увлекательно.
Джульетта Уотерс, “охотник за привидениями”, решает проникнуть ночью на территорию парка отдыха, уничтоженного в 1971-ом году неожиданным оползнем. С собой у неё только фонарик, специальный бабинный магнитофон с функцией записи и возможностью менять скорость и направление проигрывания записи, и блокнот. Никто не знает, находится ли на территории парка кто-то живой или мертвый. Под звуки холодной синтезаторной музыки в стиле ужастиков 80-ых Джульетта начинает своё путешествие в ночь.
Даже странно, учитывая популярность как классических, так и современных фильмов про паранормальное, насколько мало игр пытались построить свой игровой процесс вокруг этого. Столько страшных моментов, столько похожих идей, но ни единой игры на моей памяти, которая бы дала игроку роль человека, который изучает паранормальное, со всеми свойственными этой мифологии элементами. Впрочем, Sylvio не без своих “грехов” – достаточно быстро в игре появляется помповая винтовка, которая рассчитана в первую очередь на решение обычных физических загадок (стрельни по предмету, чтобы он упал). Но у винтовки есть и вторая функция – прогонять черные эхо и силуэты мертвых. И в таких случаях без простого, но всё таки экшена, не обходится.
Умереть в игре, правда, нельзя. Что делает эти черные облачка немного пугающими, но всё таки больше раздражающими, ведь после контакта с ними персонаж теряет сознания и появляется в начале каждого уровня, но всё уже сделанное остаётся сделанным и даже нанесённый “урон” этим облачкам сохраняется. Поэтому, хоть их появление, сопровождаемое треском и шумом в наушниках, со временем превращается в обычный привычный для каждого уровня процесс – нашел облачка, прогнал, получил запись голосов, нашел другой – повторил процесс, пока они не закончатся.
К счастью, даже такое привыкание и систематичность не убивают основной атмосферы игры, которая аккуратно строится самой концепцией – записи мертвых голосов посреди шума. Большую часть времени вы будете проводить в давно заброшенных отелях, барах или посреди леса, с микрофоном в руке, осторожно пытаясь найти то место, где можно будет услышать слово или краткую фразу из прошлого. Ну а сообщения, которые остаются после “облачек” или же во время спиритического сеанса с успокоившимся духом, нужно ещё и обработать в магнитофоне, поскольку голоса на записи могут звучать с разной скоростью или же произносить слова наоборот. И когда стоя посреди леса во время сеанса с давно умершим шестилетним мальчиком слышишь что-то вроде “я не один” и произнесенное наоборот другим голосом “он мой” среди скрежета и шума записи, то даже днём и без наушников от такого кожа идёт мурашками.
И без своей атмосферы, без своей хорошей работы со звуком, удивительно подходящих не сильно профессиональных, и со слышным скандинавским акцентом говорящих, актеров, без своей необычной центральной идеи, Sylvio, даже в своём недавно обновлённом варианте, была бы просто корявой фигнёй. Игра порой, особенно к концу, плохо объясняет задачи. Визуально она выглядит зачастую невероятно уродливо. В ней хватает багов, особенно в “хаб”-карте, по которой Джульетта ездит на Запорожце, где машину порой сложно перевернуть обратно и можно достаточно просто провалиться сквозь землю. Один из уровней был очень раздражающе и скучно построен. А сюжетно игра получается какой-то более невнятной, чем хотелось бы, хоть и с интересными идеями и тоном. Ну и черные облачка и нужда менять под них снаряды в винтовке (тупое для загадок, острое для призраков) тоже откровенно утомляют к концу….
Но эти шумы, эти голоса, эта атмосфера разгадывания былых событий по обрывкам фраз, эта музыка и постоянное ощущение “реалистичной неправильности” вытаскивают игру, делают её чем-то незабываемым. Да, игру можно было бы сделать намного лучше. Сделать её мир совершенно неразделённым на уровни, как он явно логически и задуман, а ближе к тому же The Vanishing of Ethan Carter, немного переделать несколько загадок, почистить игру от багов, сделать нормальные опции и инструкции в игре, а не невероятно ограниченную менюшку и огромную картинку, которую обязательно нужно прочитать перед прохождением, иначе будет сложно понять что как и к чему… Впрочем, разработчик уже во всю работает над второй частью, в которой вместо призраков в аудио будут призраки в видеозаписях, так что – может в продолжении просто станет всё лучше.
Sylvio, в своём нынешнем Remastered состоянии – настоящий подарок всем, кто даже если и давно перестал верить в паранормальное, но хочет попробовать себя в роли “детектива мертвых” и услышать тайные послания в записи тишины. Это невероятно атмосферный и уникальный на сегодня хоррор, который я очень рекомендую попробовать. И обязательно послушайте где-нибудь саундтрек игры. Игру на момент написания обзора можно купить на Steam и на Humble Store.
P.S. По странному стечению обстоятельств, в игре есть логотип похожий на логотип Aphex Twin, у которого в 2014 вышел (отличный, кстати) альбом Syro.
туннель темно задыхаюсь Sylvio