Может, кому-то будет странно это узнать, но оригинальные Monkey Island прошли мимо меня в детстве. Не знаю, было ли это потому, что мне попадалось меньше установленных LucasArts приключений на компьютерах друзей, где чаще можно было встретить игры от Sierra или случайную Kyrandia от Westwood. Я слышал много о Monkey Island, знал отдельные шутки и особенности серии, но первое мое полноценное знакомство было с относительно недавних Tales of Monkey Island. Которые, как свойственно играм от Telltale Games, были неплохими чипсами, а не действительно увлекательными играми. От оригиналов, относительно недавно переизданных с красивой картинкой и хорошим управлением, и возможностью играть с классическим интерфейсом и графикой, – я ждал больше, чем от эпизодических поделок Telltale Games. И они лучше. Но не настолько, насколько я ожидал.
Возможно, с розовыми очками ностальгии эти адвенчуры вызвали бы у меня больше приятных эмоций и радости, но без них приключения неудачливого “могучего пирата” Гайбраша Трипвуда воспринимаются скорее как милый экскурс в историю жанра, чем как увлекательное приключение. Если первая часть почти лишена филлеров и напрягающих загадок, и “обзывательский бой на мечах” гениален, то вторая часть совсем затянута и полна вещей, которые можно было спокойно выкинуть. Но при всем этом, обе игры так же наполнены элементами, которые впоследствии начнут использовать другие разработчики, в самых разных жанрах. О таких вещах уже писал Ричард Коббетт, чью увлекательную статью я переводил. Но если оригиналы, пускай и неудачно состарившись, всегда будут оригиналами, я лучше напишу о том, что сделали в Special Edition версиях.
Первая часть в обновленной картинке выглядит, честно говоря, отвратительно. Не говоря о том, что она неудобна. Я не удивлюсь, если многие захотят сразу нажать F10 и перейти в классический режим. Но, к сожалению, с этим в The Secret of Monkey Island: Special Edition пропадает и озвучка. А озвучка, в отличие от некоторых когда-то немых игр, в The Secret of Monkey Island: Special Edition очень хороша. Настолько, что диалоги не хочется пропускать, настолько, что ужасную обновленную картинку и анимации хочется терпеть. Но помимо отвратительного нового арта, в обновленном режиме чертовски неудобное управление. Если в оригинале команды и инвентарь были сразу под экраном с геймплеем, и ими можно было всегда быстро и удобно воспользоваться, в Special Edition версии этого удобства нет. Левый клик, как и раньше, отвечает за ходьбу, правый, за выполнение одного “стандартного” действия, которое привязали разработчики к предмету, обычно это “Смотреть”. Остальные команды вызываются либо медленным скроллом колесиком через весь список, либо нажатием ctrl, которое вызывает список команд. Это долго и неудобно. Так же, как и факт, что инвентарь открывается исключительно нажатием I, а на пробел зачем-то повешено ESC меню (которое открывается через ESC тоже). Зато стоит похвалить систему подсказок – ее достаточно, чтобы не смотреть в проходилки вообще. В целом, Special Edition первой части в обновленном режиме играется и выглядит хуже, но озвучка добавляет игре определенного шарма, настолько, что можно советовать покупать именно эту версию игры (за неимением варианта лучше).
Вторая часть в Special Edition исправляет многие проблемы первой. Она выглядит прекрасно, как по мне, даже лучше оригинала, звучит чудесно, озвучка все так же хороша и теперь остается даже при переходе в классический режим (теперь F1). В игру добавили бонусы вроде концепт-артов, и аудио-комментариев Рона Гилберта, Тима Шейфера и Дейва Гроссмана (ключевых создателей оригиналов). Управление работает намного умнее: если левый клик все тот же, зажатие правого клика теперь вызывает подменю, в котором можно выбрать любое действие, которое можно применить к предмету, а инвентарь открывается кликом на колесико/среднюю клавишу мыши. Именно благодаря таким отличным идеям становится странно, как и зачем вызов аудио-комментариев сделали настолько неудачно мешающим геймплею (когда есть столько мест и моментов, где комментариев нет вообще), а систему подсказок сломали до такого состояния, что чаще всего она полностью бесполезна (доставайте свои проходилки, если что). Частично, можно понять, что эти проблемы могли возникнуть из-за нелинейности игры, но это, вместе с более скучным и полным бестолковой ходьбы туда-сюда оригинального дизайна, делает игру намного менее интересной, чем первая часть.
Конечно, в идеале мы увидели бы апдейт Special Edition оригинала до стандартов второго Special Edition, а второй Special Edition, соответственно, сделали бы лучше в тех местах, где он кривоват. Но я не думаю, что такое случится, и нам остается две игры в Monkey Island: Special Edition Bundle, которые в чем-то хороши и в чем-то очень плохи. Фанаты серии давно купили обе игры, а вот новичкам это может стать неплохим стартом для знакомства с серией. Но все же, эти игры куда более интересны как музейный экспонат, как сборники отличных шуток и дизайнерских и художественных находок, собранные в две устаревшие, но неплохие игры.
“Гайбруша Трипвуда”
Дальше не стал читать.
о нет, я опечатался в одном слове. нужно срочно удалить весь пост!