Возвращаясь в Mass Effect 3 (с DLC)

Возвращаясь в Mass Effect 3 (с DLC)

Несложно представить насколько сложно было работать BioWare над заключительной частью трилогии Mass Effect после успеха первых двух частей. Первая часть познакомила нас со вселенной, вторая доработала геймплей и персонажей. Третья игра должна была завершить историю и стать даже лучше прошлых. И на ней студия споткнулась, запутавшись в различных подходах к решению этой задачи. После необъятной Mass Effect и стильной киношной Mass Effect 2, Mass Effect 3 так и не смогла определиться какой она хочет быть.

С самого начала всё кажется немного неправильным. Вступительная заставка выглядит… ну… стрёмно. Ужасное освещение, модели и анимации персонажей корявые, сценарий сырой, а завязка для событий в ней притянута за уши. Учитывая, насколько качественной в самых мельчайших деталях была прошлая часть, это как минимум неожиданно. Впрочем, достаточно быстро игра возвращается в привычные локации из прошлых игр и ситуация нормализируется. И места начинают выглядеть лучше, и персонажей часто помещают в таком освещении, где они выглядят хорошо, и в целом игра начинает более грамотно прятать технологические несовершенства, обоснованные выходом для устаревающих на тот момент консолей. Но ощущение неправильности продолжает преследовать от начала и до самого конца игры.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Главной причиной для этого, похоже, является основной сюжет игры. Mass Effect 1 был историей про космического копа и их маленькую команду, которые отправляются помогать галактике и охотиться на плохого бывшего копа, а по дороге выясняют, что всю жизнь в галактике собирается уничтожить неизвестная раса инопланетян. Mass Effect 2 это история про хорошего бывшего копа, который собирает новую команду отличных напарников, чтобы остановить других инопланетян, которые служат вышеупомянутым главным плохим инопланетянам. Mass Effect 3 это история про вояку, которые занимаются военными штуками и воюют со Жнецами (теми самыми инопланетянами) и иногда вспоминают, что ещё они космический коп. Ещё Жнецы прибывают в самом начале, неся с собой погибель и разрушение невероятного размаха, но при этом каким-то образом умудряются не захватить Землю сразу, и их побеждают много месяцев спустя в печально известной концовке игры. То есть, игра порой напоминает вам, что вы играете в Mass Effect, но обычно складывается впечатление, что вы играете в какой-то Gears of Halo Duty Field. Игра прекрасно понимает, что вся серия выросла и держалась на интересных местах, персонажах и вашим связям с ними, но смело выбрасывает это всё на свалку, если ей кажется, что вот в этом моменте лучше вставить стрельбу из стационарной пушки, потому что “так круче”.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Хорошо, что хотя бы в плане геймплея Mass Effect 3 понимает, чем хочет быть. Возможно это произошло из-за нужды создать мультиплеер для игры, но играть в ME3 как в шутер от третьего лица невероятно увлекательно. Здесь наконец можно бегать и в бою и вне боя сколько влезет, делать перекаты, быстро входить и выходить из укрытия, и каждый из игровых классов кажется уникальным и интересным. В игре сделали полный ребаланс навыков, а патронов теперь так много, что становится непонятно почему игра просто не сделала откат обратно до логики из первой части, где они были не нужны. Шепард может использовать любой тип оружия, но определённые классы лучше работают с определёнными типами. А для баланса введена система “веса” оружия – в зависимости от количества общего веса на персонаже будут быстрее/медленней перезаряжаться навыки. Комбинации навыков тут тоже наконец доделаны. Они появились ещё во второй части, но обычно встречались только в крайне редких случаях (зависело от того, какой командой играть и какие навыки использовать), но здесь они почти всегда встречаются. Логика проста – эффекты некоторых навыков могут комбинироваться для дополнительного урона, например горящие противники, в которых пульнуть биотическим зарядам взорвутся. Из всех моих трех персонажей, экшен в первой части был унылым для всех, во второй части для всех кроме Vanguard класса, а в третьей части он был отличным для всех. И единственным заметным “ухудшением” в экшене является то, что спрятать оружие теперь нельзя – в локациях с перестрелками оружие всегда в руках.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Если бы только такие позитивные перемены были и в других элементах геймплея… Диалоги, например, поменялись и в лучшую, и в худшую сторону. С одной стороны, теперь большая часть кратких или не требующих ответов от игрока диалогов происходят в реальном времени, без диалогового режима, что и воспринимается живее и экономит время при общении с персонажами. Диалоги также почти полностью избавились от цикличного общения и большинство фраз происходят только один раз, без повторов. С другой стороны, самих диалогов, где игрок может что-то ответить, стало намного меньше, а те, которые остались, стали примитивней – Шепард обычно отвечает без решения игрока, а когда решение игроку даётся, то это обычно выбор между двумя вариантами. Либо “Да/Нет”, либо выбор на самом деле не особо и выбор и просто привязан к Paragon/Renegade системе морали. Мне кажется, что так получилось из-за решения ввести в игру режим, в котором вариантов диалога нет совсем и вся ролевая составляющая выбирается игрой, чтобы игрок мог проходить игру как линейный шутер. Это очень прикольная идея и в задумке мне очень нравится. Но в реализации, мне кажется она не стоила того, чтобы настолько ухудшать диалоги.

Кстати о морали, в ME3 она кажется совершенно лишней. Вместо неё введена система “Репутации”, что намного лучше подходит событиям, но почему-то мораль всё равно постоянно всплывает. Реального эффекта она совершенно не имеет – возможность договориться или угрожать доступна в зависимости от общего уровня Репутации, а не от “очков морали”. Очки морали просто делают столбик репутации более красным или более синим, а так, их можно было бы спокойно вырезать и ничего бы не поменялось. С этой переменой идея с “прерываниями” из прошлой части совсем превратилась в QTE, но также зачем-то продолжает цепляться за “мораль”.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

К этой игре BioWare, похоже, хотели очень ограничить то, кем ваш Шепард может быть. И хоть у вас всё равно есть много важных решений, которые повлияют на будущее галактики, и эти решения принимаете вы как игрок, Шепард также будет говорить, думать и делать многие вещи совершенно без вашего участия. Что порой приводит к невероятно идиотским ситуациям, так как с одной стороны игра пытается дать похожий уровень свободы развития и отыгрыша персонажей, как и в прошлых частях, но в то же время постоянно это ограничивает. Вы всё ещё можете отыгрывать очень неприятную личность, которая хочет уничтожить всех инопланетян, притворяется  и манипулирует ради спасения Земли. Но вы можете отыгрывать лучшего друга всех вокруг, а можете постоянно плохо относиться ко всем, можете быть за единение в галактике, а можете быть за человеческое превосходство, можете играть за Шепарда рождённого на Земле, или же за такого, который там никогда не был – все эти возможные Шепарды будут вести себя одинаково, когда вы ими не управляете. Вы только что застрелили персонажа, чтобы устроить геноцид инопланетян, а теперь вы плохо себя чувствуете, что других инопланетян посетили Жнецы. Вы никогда не согласитесь с идеей, что последнюю защиту можно собрать не в солнечной системе, а в другой, более защищенной части галактики, потому что Земля (которую вы до этого как игрок в этой вселенной не видели) вам так прям дорога. И вы будете настолько расстроены смертью единственного ребенка во всей вселенной (по крайней мере, других никогда не показывают), что у вас начнутся кошмары при каждой попытке уснуть.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Почти все основные проблемы игры также хорошо заметны в очень классном дополнении, которое вышло после выхода основной игры – Citadel DLC. Это совершенно безбашеное, глупое и прикольное DLC, в котором Шепард тусит с друзьями со всех частей серии. Многие персонажи, которые не получили нормального развития в игре наконец раскрываются, тут полно классных шуток и стеба на самой трилогией, и в целом это отличное “до свидание” вашим Шепардам и их друзьям. И мне это DLC очень понравилось, хоть многие вступительные экшен сцены немного скучные. Но только сложно не заметить, насколько это DLC совершенно не подходит Mass Effect 3. Не из-за того, насколько оно часто не серьёзно (порой напоминая не менее хорошо написанный Saints Row 4), а потому что это дополнение о том, за что людям так нравился Mass Effect 2 – стильное приключение с офигенными и запоминающимися персонажами. Это то, чего многие ожидали от Mass Effect 3, разве что с совсем приближающимися Жнецами. Но на самом деле Mass Effect 3 – совершенно другая игра, с совершенно другим тоном и другим темпом. И в её истории нет ни единого кусочка, куда это DLC можно вставить, оно везде будет выглядеть нелепым на фоне основных событий. Это DLC также теряется в том, чем оно должно быть, как и сама игра, просто простить это легче.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Впрочем, у игры есть проблемы побольше чем просто потеря личности. Есть ещё и действительно отвратительное повествование. Вступительная заставка, например, не только отвратительно выглядит, но и пестрит персонажами, которых вы ранее никогда не видели, но которые теперь играют важную роль в истории. Но знакомят игроков с ними только спустя несколько часов, а порой и совсем не знакомят. И так продолжается всю игру. Да, ещё с первой части существовали разные книги и комиксы, которые рассказывали о событиях вне игры, которые дополняли игровой мир. Но их было необязательно читать, чтобы понимать что происходит, как, с кем и зачем. Даже Кодекс читать часто было совершенно не нужно. Тогда как в этой игре не раз происходят ситуации, где в кадре появляется какой-то совершенно неизвестный персонаж, но игра словно ожидает, что вы начнёте писять от радости, потому что этот персонаж где-то когда-то как-то упоминался вне игр. Даже с одним из “злодеев”, нелепо выглядящим ниндзей, такая ситуация. А учитывая отзывы на большую часть таких дополнительных внеигровых материалов, тратить на них время всё равно не стоит.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Многие знакомые по прошлым частям персонажи здесь упрощены и менее интересны. Некоторые персонажи совсем отсутствуют, не смотря на их участие в событиях прошлых игр, а некоторые присутствуют, но если не начинать с ними романс, то только для галочки и им практически нечего сказать. Есть даже персонажи, которые появляются только если у вас с ними был романс в прошлой части, не смотря на то, что их история с этим романсом совсем не связана. Ну и вся игра заканчивается на одном из самых отвратительно написанных и собранных заключительных актов, которые мне встречались в играх, которые помимо этого очень хороши. И хоть я встречал мнение, что все проблемы именно в концовке и том, как в итоге все события упрощены до трёх примитивных вариантов, проблема игры намного глубже. Абсолютно весь заключительный акт игры ужасно поставлен, собран, а повествование в нём становится с каждой секундой всё хуже и хуже, словно к концу она превращается в набросок сценария, который зачем-то пустили в производство. В игре и до этого попадаются глупые “киношные” моменты, включая ужасные стационарные пушки и боссы, к этому моменту игра даже не старается. Все события на Земле ужасны, экшен моменты намного хуже, чем в игре до этого, и воспринимается даже хуже, чем копипаста уровни из первой части. К концу игра окончательно сходит с ума и не имеет никакого смысла, по крайней мере если не пытаться воспринимать события как галлюцинацию, как в популярной теории про концовку игры. Воспринимать серьёзно происходящее просто невозможно, и события конфликтуют друг с другом и перечат тому, что произошло на пару секунд ранее.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Конечно же, если бы концовку починили, игру бы это не спасло. Чтобы действительно сделать историю хорошей и работающей, нужно было бы подойти к истории иначе. Рассказать о тех же, в целом событиях, но в другом темпе и с другими акцентами, чтобы события из Citadel DLC могли восприниматься как часть игры. Чтобы события из Leviathan DLC стали действительно интересным дополнением истории, а не какой-то фиговиной, которую вспоминают только в самом конце, и не особо интересно. Чтобы Omega DLC было новой интересной локацией со своими историями, а не просто линейным экшен приключением. Чтобы Mass Effect 3 воспринимался как часть серии, а не какой-то непонятный spin-off в той же вселенной. Впрочем, если бы починили концовку, то это хотя бы исправило тот факт, что прямо сейчас в игре такая концовка, что лучше бы её просто не было. Legacy of Kain на данный момент заканчивается незаконченно, но с надеждой, с желанием поиграть в будущие игры, если такие появятся. Mass Effect 3 заканчивается так, что забываются отличные часы игры, которые к этой концовке привели.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

И, кстати, раз я заговорил про исправления, вся эта задумка с “Galaxy at War”, которую запихнули чтобы рекламировать мультиплеер и различные мобильные игры (которые уже недоступны), остаётся глупой хернёй. С бесплатным Extended Cut DLC (который пытается починить концовку так, что ломает её ещё сильнее, впрочем, но и исправляет несколько проблем) Galaxy at War играет меньшую роль и “лучший” результат можно получить совершенно о ней не волнуясь. Но в оригинальной игре, это был невозможно, ну а если вы просто не хотите проходить все квесты, у вас тоже это не получится. Как “решение”, сейчас можно гриндить эти цифры прямо в браузере, что все равно глупо и когда-то уйдет в оффлайн. Другая проблема, которую не исправили, это прохождение на разрешениях выше 1080p – без модов это практически невозможно. По какой-то странной причине, все UI элементы, включая субтитры, диалоги, менюшки и прочую важную информацию, залочили на 720p разрешении и в 4K разрешении их невозможно разглядеть. К счастью, моды для этого дела есть, но нельзя не заметить, что эта заключительная и новейшая часть трилогии – единственная, в которой такая проблема вообще возникла.

Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива Mass Effect 3, revisit, review, retrospective, DLC, возвращаясь, обзор, ретроспектива

Возвращаться в Mass Effect 3 было странно, особенно после перепрохождения первых двух частей. Игра не знает чего она хочет, в ней полно ужасно выглядящих моментов и персонажей, куча сомнительных решений, в ней совсем избавились от исследовательской составляющей и упростили влияние игрока на историю и главного героя, а множество ключевых моментов в игре написаны отвратительно. В то же время, тут одни из самых классных моментов и диалогов в серии, когда игра старается она очень хорошо выглядит, тут очень много грамотных решений в геймплее и играть в ней приятнее всего. Из всех трех игр, в которые я возвращался, эту я прошёл три раза подряд. И не смотря на все вышеназванные проблемы, я был готов садиться играть в четвёртый раз.

Mass Effect 3 умудряется стать и слабейшей, и сильнейшей частью серии. Проходить её всё ещё приятно, и хоть это не та концовка трилогии, которую она заслуживала, плохой игрой она тоже не стала. Тут одни из самых классных моментов с интересными персонажами в играх (особенно в Citadel DLC) ради которых стоит пережить одни из самых худших примеров писанины от BioWare. Стоит ли поиграть в игру? Да. Если вы проходите всю трилогию, глупо останавливаться на этой части. Если вы решили начать с третьей части и только ради геймплея, вам понравится это приключение. Как и в 2012-ом году, эту игру однозначно оценить нельзя. Как и тогда, мне она всё равно нравится. Просто не так сильно, как первые две части.

P.S. Я также сделал краткую (насколько кратко вышло) ретроспективу в формате видео на английском. Из-за особенностей редактирования и использования оригинальных диалогов с английскими субтитрами, для действительно хорошей русской версии ролика мне бы пришлось перепроходить все игры заново на русском, на что у меня не было сил и времени. Но видео можно использовать как просто видеосопровождение к трём текстовым ретроспективам – ничего того, что я не написал текстом, в видео я не говорю в любом случае. :) Надеюсь, вам понравится:

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: