Есть переполненная спецэффектами, космическими баталиями и взрывами в космосе фантастика, а есть другая, приземленная, медленная и “философская” фантастика. Второе очень редко встречается и в кино, и в играх, и в принципе, по понятным причинам. Но время от времени выходит что-то радующее, как Луна (с дурной припиской 2112 в СНГ прокате) в кино, или вот The Swapper в играх. Это паззл-платформер с невероятно красивым визуальным стилем, который, как и любимые фантастические фильмы 70-80-ых, создан с помощью реальных предметов, пластилина и миниатюр и просто “прихорошен” компьютерными эффектами. Это игра о клонировании, душе, сознании и вопросах, которые эти вещи вызывают.
Практически весь геймплей замешан вокруг заглавного устройства – the swapper, которое позволяет меняться сознанием [и душой] с другими живыми существами. В дополнение к этой возможности, вспомогательное устройство позволяет создавать мгновенных клонов, с которыми можно меняться сознанием [и душой]. В то время, как остальные копии (которых может быть не больше определенного количества), в точности повторяют движения оригинала [(?)]. Клон, внутри которого не перенесено сознание, умирает безболезненно [(?!)] и мгновенно освобождает слот на создание нового клона. Чистая наука, которая не вызывает никаких моральных и этических вопросов [если продолжать игнорировать концепцию, которую в простонародье называют “душой”, отсутствие которой не доказано].
Задачи усложняются разными условиями, вроде определенного света/облака, которое может ограничивать одну или все возможности устройства, или же переменой правил самой локации, вроде локально меняющейся гравитации. Сами загадки обычно можно решать в практически любой последовательности, но они следуют по достаточно грамотно сбалансированной наклонной, постоянно становясь сложнее, но не вызывая раздражения. А игрок, в свою очередь, постепенно учится использовать доступные ему почти с самого начала возможности всё более и более эффективно.
Карта игры работает по знакомой с metroidvania/exploration схеме платформеров, с одной общей картой, которую практически с самого начала и практически до самого конца можно исследовать туда и обратно. Куски карты обычно отделены этакими “воротами”, для прохождения которых нужно собирать странные сферы, которые являются финальной целью практически всех загадок. По странному решению, по ходу игры такие ворота обычно запрашивают количество сфер меньшее того, которое можно иметь на тот момент, но для прохождения игры нужно собрать абсолютно все. Так что, советую не пропускать загадки и искать секреты с самого начала.
Но благодаря чему весь геймплей склеен, так это прекрасной атмосфере игры, созданной аудиовизуальными элементами и удивительно интересным повествованием. В игре очень хорошо написанные и озвученные диалоги, интересные куски предыстории в текстовом виде, и сама космическая станция, на которой происходят события игры, много рассказывает о происшедшем просто своими локациями. [Игра так же может вызвать интересные эмоции, постоянно ненавязчиво ставя перед игроком вопросы, на которые не дает ответы: о сознании, о человеческой сущности и понимании живого. Это интересно во многом потому, что само повествование и подача информации нарочно очень сдержаны и минималистичны.]
The Swapper – очень хороший паззл-платформер, в который разработчики вложили немало работы [и души], и который напоминает о прекрасных примерах философской научной фантастики. [Меня игра очень зацепила и было грустно, что она закончилась буквально за 4 часа.] Очень советую посмотреть, особенно сейчас, пока игра на скидке с официального сайта (где DRM-free версия и ключ для Steam) или, что для СНГ чуть дешевле, прямо на Steam.