Я точно знаю, что есть люди, которые купили 3DS исключительно ради Resident Evil: Revelations. Интересно, насколько им было неприятно узнать через пол года, что игру портируют на консоли и ПК? Я был не из этих людей скорее всего исключительно потому, что у меня не было бы на 3DS денег – с моим обожанием серии и очень высокими оценками игры, мне было завидно знать, что кто-то сейчас ее проходит, и этот кто-то – не я. Но вот игра добралась и до моего ПК, я ее прошел и теперь пытаюсь понять, зачем Capcom распылили свои идеи на эту игру и шестую часть вместо того, чтобы сделать одну классную цельную игру.
Одной из главных причин, почему Revelations хвалили после ее оригинального релиза на 3DS, было возвращение более осторожного и медленного темпа в серию, которая начала превращаться в чистый шутер. Игра действительно весьма неспешная, пожалуй медленней в основных главах чем RE4, даже не смотря на то, что впервые для серии тут наконец можно целиться и ходить одновременно. Патронов обычно хватает “как раз”, врагов редко много, и они чаще берут своим качеством, а не количеством. Использование сканера добавляет интересную геймплейную механику и меняет принцип случайных предметов фактически полностью заменяя поднадоевшие хрупкие деревянные ящички. Враги снова не оставляют после себя патроны, но сканирование достаточного их количества может дать зеленую травку. Саму систему лечения снова переделали, и теперь нет видимого указателя жизней, вместо этого экран меняется в стиле повреждений в шутерах с регенерацией, только вместо регенерации одна таблетка/зеленая травка мгновенно лечит полностью, но с собой их может быть только 5 штук одновременно. Даже система уворачивания отдаленно похожая на ту, которая использовалась в моем самом любимом RE3: Nemesis, снова в деле и играет немаловажную роль.
Вроде бы есть все основные элементы для того, чтобы снова сделать RE серией о грамотном использовании ресурсов, исследовании локаций и нахождении нужных ключевых предметов, чтобы открыть новые локации. Снова сделать экшен редкой, но эффективной необходимостью, которая больше акцентирует осторожность и методичность, а не “стреляй и молись, что попадет куда надо”. Но Capcom продолжают показывать свою неуверенность в основной формуле Resident Evil, формуле, благодаря которой серия до сих пор существует, ради которой люди всё еще покупают эти игры, и пытается добавить “разнообразия”.
Так, время от времени игра переключается на других персонажей в других локациях и геймплей в этих сегментах практически всегда сводится к “беги по прямой и стреляй во всё живое”. У этих персонажей отдельный инвентарь, они не могут использовать ящички тюнинга оружия. В некоторых случаях они бегают по тем же локациям, по которым бегали другие другие персонажи несколько глав назад, или они же сами. И хоть эти моменты вряд ли плохие, но они просто абсолютно нахрен не нужны. И служат в основном только для того, чтобы растянуть игровое время без адекватной на это причины, и развить сюжет.
И, ох, этот сюжет… Resident Evil никогда не был про сюжеты. Он был про классных стильных (порой глупых, но) запоминающихся персонажей в интересных ситуациях. Порой общий сюжет был достаточно ненавязчив и не запоминался, но хотя бы оправдывал ситуации и локации, как это было в RE1, 4 и 5. Порой он был весьма хорош, в совершенно анимешно/комиксоидном глупом стиле, со злыми корпорациями, шпионами и прочей весьма увлекательной, пускай и банальноватой, фигней, как это было в большинстве игр серии, включая шестую часть (где это было одним из лучших элементов игры). В Revelations сюжет настолько феноменально глуп, настолько бессмысленный, настолько бездарный, что я почти готов назвать его оскорбительным для интеллекта игрока. Да, даже по сравнению с RE: Survivor, потому что там игра была достаточно идиотской, чтобы ее не воспринимать серьезно. Тут же игра изо всех сил старается сделать что-то серьезное, что-то очень “Кодзимоватое”, но создает нечто непередаваемо глупое.
Естественно, в угоду такому сюжету зачем-то вставляется несколько глупейших персонажей, которые вряд ли появятся или будут даже упоминаться в других играх серии, потому что сценаристам явно будет стыдно. И, что самое обидное, некоторых из этих персонажей вполне можно было бы заменить на других устоявшихся любимцев игроков серии. К примеру, Паркер, напарник Джилл, явно создавался на основе Барри и Карлоса – двух живых персонажей, оба из которых (или хотя бы первый) вполне могли бы находиться в этой игре, не нарушая и без этого постоянно меняющийся канон серии. Другие персонажи зачастую бесполезны и неприлично стереотипны, и уродливо задизайнены: задрот хакер, смешной дерганный негр, две девушки в совершенно неподходящих одеждах и с невероятно идиотскими прическами, еще один идиот с нарушающей законы гравитации прической красного цвета. Зачем все эти люди здесь? Весь сюжет можно было бы урезать и переписать в что-то хотя бы не настолько глупое, половину бесполезных глав урезать, выбросив из игры 3-4 абсолютно лишних часа и вместе с этим избавиться от половины таких персонажей.
Впрочем, даже без этого, в основной игре были бы проблемы. Система уворачивания, к примеру, у меня практически ни разу не сработала тогда, когда я нарочно пытался увернуться. Все боссы в игре, не смотря на их интересный дизайн, скорее испытывают терпение игрока и вызывают больше раздражения, чем кажутся сложными. В игре есть два (да, два, потому что БДЫЖЬ КРУТО) момента “у вас есть 5 минут, пока всё не взорвалось”, в которых игра ожидает, что ты спокойно будешь убегать от врагов с очень широкими ударами в супер узких коридорах. Ну и по мелочевке, мне было непонятно, зачем было вставлять в игру сканер, если при этом не делать интересную энциклопедию а-ля Metroid Prime, зачем было делать такую гибкую систему тюнинга и выбора оружия, если оружие было без таких интересных нюансов, как в RE4. Ну и почему в игре столько странных несостыковок перевода внутри самой игры: к примеру, “улучшйзеры” оружия порой называются совершенно по-разному в зависимости от того, лежат ли они в инвентаре, или установлены на оружие. Плюс, порт как-то странно оптимизирован, и на всех платформах и подзагрузки очень очевидны, с постоянным падением фпс при каждой подгрузке локации, но что особенно заметно именно на ПК версии. Это редко становится проблемой, ведь в таких локациях нет врагов, но всё равно странно. Особенно, учитывая то, что игра выглядит не сильно лучше ПК версии Silent Hill 3 десятилетней давности, а в некоторых элементах даже хуже.
Но что хочется похвалить за задумку отдельно, так это бонусный режим игры – Raid mode. Взяв за основу прекрасный Mercenaries: Operation Mad Jackal из третьей части серии или Battle Mode из обновленной второй части, к режиму приделали некоторые РПГ элементы, убрали ограничивающий таймер, добавили интересные элементы из режима Mercenaries поздних частей, сделали три режима сложности и большое разнообразие локаций. В результате получаем один из самых увлекательных бонусных режимов в серии, только ради которого некоторые могут захотеть купить игру. Причем, режим можно проходить не только соло, но и кооперативно. Ну я для тех, кто не играл в бонусные режимы старых частей и знаком только с Mercenaries из 4 части и позже, этот режим не просто об одной большой арене, где игрок(и) убивают врагов на очки, а о определенном пути из точки А в точку Б, который нужно пройти, отбиваясь от врагов. Сами локации основаны на локациях из кампании, но враги совершенно другие, и задачи часто совершенно другие. Так что, если вы хотели что-то отдаленно похожее на Mercenaries, но вам не интересны или надоели арены, то это как раз для вас.
Resident Evil: Revelations делает много вещей правильно и много вещей совершенно неправильно. Когда я прошел игру, я был раздражен, ведь это было сразу после двух плохих элементов игры – боссов и сюжета. Но с другой стороны, есть еще Raid mode, с другой стороны процентов 70% всей игры были действительно интересными и напомнили мне о том, за что я когда-то любил серию (впрочем, я позавчера перепрошел третью часть в сотый раз, так что напоминать не стоило -_-). Глядя на Revelations я вижу, как можно было бы продолжить серию хорошо. Но глядя на Revelations я также вижу, что Capcom этого не понимают и вряд ли сделают. Фанаты серии игру и так купили или купят, а вот те, кто хотел чего-то RE, но обжегся на шизофрении шестой части, тем стоит попробовать эту.
Но всё равно забавно, что Cold Fear 8 лет назад сделал survival horror/action на море во многом лучше.
Отличный текст. Мне вот RER показалось через чур японской (хотя на это есть определенные причины) после 6й или 5й части. Ужасно раздражают парочка агентов-неудачников (лысый и еще какой-то). Я еще прохожу кампанию и совсем немного играл в рейд, но огромной промашкой было делать одинаковые карты из компании. Хотя в целом доволен и как фанат РЕ схаваю любое говно с такой припиской.