За десять лет до того, как мир влюбился в его killer7 Гоити Суда писал игры для Human Entertainment, которые до сегодня остаются эксклюзивами японского рынка. После получения известности (весьма шокирующей) благодаря своей невероятно мрачной истории для реслинг игры, у него появилась возможность делать свои игры, что он и сделал с первыми двумя частями серии Twilight Syndrome. После чего Suda51 решил покинуть Human (удивительно вовремя, ведь пару лет спустя компания закрылась) и организовал студию Grasshopper Manufacture в которой до сих пор работает. И их первым проектом стало приключение/визуальная новелла для Playstation 1 под названием The Silver Case (изначально только для Японии, поэтому игру порой называли The Silver или Silver Jiken).
Именно в это игре окончательно сформировались все постоянно повторяющиеся в играх от Suda51 концепции, вроде того же “Убей прошлое”. Тут же появились некоторые повторяющиеся персонажи, та же вселенная, которая с некоторыми противоречиями проявляется во всех его проектах и прочими элементами, которые можно увидеть даже в совсем недавнем Travis Strikes Again: No More Heroes. Игра оставалась эксклюзивом для Японии до 2016-го, когда был выпущен ПК порт, а ещё через год вышла улучшенная версия этого порта на PS4 (все эти изменения позже добавили обратно в ПК порт). Проходить игру теперь, 20 лет с её выхода и с лучшим пониманием творчества Suda51 очень любопытно. Но не очень увлекательно.
Собственно, что из себя представляет The Silver Case? Технически, игра ближе всего похожа на визуальные новеллы, с редкими кусками напоминающими приключенческие игры от первого лица. Что достаточно обычно для японских игр, где приключенческие игры часто так и работали ещё в начале 90-ых и до сих пор можно обнаружить в проектах вроде Danganronpa. В то же время, элементы которые обычно ассоциируются с обоими жанрами тут либо отсутствуют, либо очень слабые. Например, историю тут, в отличии от VN, полностью линейна и без разных концовок. А в отличии от приключений, тут загадок практически нет. А когда есть, то лучше бы их не было. Поэтому, игру скорее можно описать как “интерактивную историю”, где “интерактивность” выражается не так в решениях игрока, как в том, что сюжет иногда просто останавливается и ждёт, пока игрок не нажмёт какие-то кнопочки.
The Silver Case – тот случай, когда задаёшься вопросом: “А не стоило ли оставить это всё вообще без интерактивности”?, ведь хоть тут формат видеоигры хорошо подходит по тону, присутствие любых элементов помимо “нажми кнопочку, чтобы узнать что дальше” кажется лишним. Управление посредственное, загадки скорее просто мелкое временное раздражение, а не загадки (и большую часть можно пропускать одной кнопкой). Например в первых главах есть “загадка” с разгадывание шифра, и там куда больше мороки с набором текста, чем с процессом расшифровывания. К несчастью, пропускать моменты, где игра просто ожидает от вас, что вы будете стоять в определённой точке и смотреть в определённое место тут нельзя, и каждый такой момент ужасен. Особенно с таким управлением, которое само по себе может и не так ужасно (в Danganronpa похожее сделали очень удобным), но реализовано отвратительно. И неудобное, судя по всему, просто потому что так захотелось, а не потому что это служит каким-то другим целям.
Это бы не так сильно волновало, если бы повествование было достаточно хорошим, но именно в нём и главная проблема. Как оказалось, стиль письма Суды просто не подходит к чисто текстовому повествованию, особенно когда он пишет “заставки” как если бы они работали в реальном времени и с озвучкой, а не медленно появляющимся текстом. Представьте любую заставку из killer7 (или даже любую болтовню персонажей из фильмов Тарантино), но всё затянуто, без голосов, без динамики и сменяющегося темпа и всё медленно появляется по строчке текста. Любопытные псевдофилософские размышления, которые в killer7 работают хорошей заставкой на минуту-полторы тут превращаются в 5-10 минут очень сухого текста. Который не несёт никакого реального смысла и просто тратит ваше время.
Probably, the biggest offender in The Silver Case is exactly that – it’s continuously wasting your time on things that go nowhere, often barely make any sense or feel completely meaningless. Like area/time transitions for every few seconds, especially in the Placebo side of story. The aforementioned moments where the story just stops until you guess what series of pointless actions the game expects you to perform before it continues. The entire chapters of the story where nothing happens. Bizarre dialogues that go nowhere and make no sense. Characters that may be seemingly following some story of their own and developing only to then do something out of place. Or die for no reason. The game looks and sounds really cool, but for all its style, there’s barely any substance to keep it going for as long as it’s going. And it’s far, far, painfully longer than it ever has a reason to be.
If for whatever reason Suda51 stopped doing “his thing”, dropped this “universe”, these themes and common ideas, The Silver Case would’ve remained a really curious beast to check out. Something not enjoyable to go through, but interesting enough to learn, to get inspired by. But Suda51 didn’t sit idle and even killer7 that feels like it was built on the exact same basics and even has a lot of the same issues, is simply a straight up better game that’s still fun and enjoyable today. A far better mechanical fit for Suda’s ideas than The Silver Case ever could be. If this title would’ve been remade entirely, with the same cool visual style mixing FMVs, 3D cutscenes and 2D art, but with a script that’s written so it’s fun to read and follow, it could be a fun game. As is, though? Just not worth the patience it requires to go through it all.