Очень редко я нахожу игры с хоррор тематикой, где чувствуется как разработчики действительно изучили другие проекты и пытались создать что-то своё, а не копировать популярное. Song of Horror – именно такой проект. Видно, что разработчики понимали классику, досконально изучили немало проектов и пытались создать что-то своё, что станет действительно отличным. Но у них не получилось.
Я не могу не уважать то, что тут пытались сделать. Не побоюсь предположить, что разработчики Song of Horror внимательно посмотрели на Alone in the Dark, Uninvited, Fatal Frame, Clock Tower, Silent Hill, Resident Evil, Eternal Darkness и десятки других хоррор проектов, которые сегодня считаются классикой. Они вычитали готический хоррор, они начитались странной прозы. Они изучили всё, что нужно было изучить. Они понимали, что хотят сделать. И им нравился процесс – в каждой детали игры это чувствуется. В неё вложили столько сил и стараний. И всё что касается сюжета, персонажей, локаций, тем, поворотов и задумок тут прекрасно.
Сюжет здесь является смесью странной прозы/Лавкрафтового “страха неизвестности”, меланхолии и депрессии Эдгара Алана По и мистического приключения вроде Сатанинской Бутылки Стивенсона. Одному персонажу совершенно случайно не повезло и его жизнь теперь напрямую связана с тем, что произойдёт со странной музыкальной шкатулкой и проклятой мелодией, которую она играет. И он, с помощью других людей, пытается разгадать тайну шкатулки и попробовать избежать ужасной участи, которую несёт ему некая тёмная сила со шкатулкой связанная. История тут очень хорошая, персонажи отличные (как для тех задач, которые ставит для них история), локация каждого эпизода и история в нём рассказанная увлекают и темп у повествования почти никогда не сбивается. Концовка игры тут, пожалуй, получилась слабее, чем хотелось бы, но Song of Horror – отличная хоррор история.
И все проблемы берутся из того, что у нас тут игра, а не история. И настолько же хорошо, как у них получилось понять все нарративные моменты, настолько же плохо разработчики понимают геймплей. И после попыток его понять, мне кажется, они просто сдались и напихали в игру кучу совершенно бессвязных механик и концепций, которые друг с другом совершенно не работают. Некоторые из них сами по себе хорошие. Некоторые просто отвратительны.
Начнём с хорошего. В почти каждом из эпизодов у вас на выбор несколько персонажей. У каждого из них есть своя причина, почему они оказались ввязаны в события игры, у каждого из них есть свои комментарии и реакции на происходящее, свои диалоги и своё понимание окружения. И если вы умерли, пока играете в роли любого из персонажей (кроме главного героя всей игры), они умирают, но история продолжается.
И с главной механикой игры – осторожном исследованием локации, – это работает просто замечательно. Большую часть времени вы медленно исследуете комнаты, открываете новые пути по локации, решаете загадки и пытаетесь добраться до главной цели эпизода. У каждого персонажа есть ограниченный источник света, порой вы видите и слышите какие-то страшные вещи и каждая новая дверь может стать смертью. Если вы не открывали дверь, или же недавно за ней произошло что-то паранормальное, у вас есть возможность прислушаться что за ней происходит. Если вы что-то слышите – не открывайте дверь. Иначе вас ждет мгновенная смерть. Это настолько простая задумка, и вся игра на ней одной, конечно же, не смогла работать, но она увлекает. И главное – она честная. Если вы не были осторожны, то смерть – исключительно ваша ошибка.
Есть и другие “ловушки”, которые обычно хорошо объясняются. Впрочем, есть и моменты когда игра предлагает рискнуть и взаимодействовать с чем-то потенциально опасным. Обычно в таких случаях есть определённая логика, с помощью которой можно понять, что опасно, а что нет. Но они всё равно редко воспринимаются как “честные” моменты и пока не умрёшь, не поймешь в чем проблема. И в этом начинает ощущаться проблема с перманентной смертью персонажей – хоть это задуманная часть игры, каждая смерть всё равно воспринимается таким же провалом, каким бы был проигрыш. Вы не думаете “вот блин, ну да ладно, со следующим персонажем буду осторожней” и продолжаете играть как ни в чем не бывало. Вы думаете “твою мать, почему я просто не могу загрузить чекпоинт?”. Впрочем, теперь в игре есть сложность, где так можно делать (это добавили обновлением), но это тоже странное решение – зачем строить всю игру вокруг перманентной смерти персонажей, если этот элемент не воспринимается как действительно прикольная часть игры?
Но даже не в этом самая большая проблема. Большую часть игры вы будете умирать не из-за вышеназванных ключевых механик, а из-за ужасных мини-игры и QTE, которые могут случиться в любой момент (частично случайно, частично в зависимости от того, насколько вы “громко” себя ведёте). Ну и из-за одной из самой неудобной реализации управления персонажем в игре от третьего лица с закреплённой камерой, из всех, что я в жизни видел. QTE просто бесят, настолько что я просто перешёл на сложность попроще просто потому, что мне надоело умирать в этой медленной осторожной игре из-за того, что я не умею достаточно быстро тыцать по кнопочкам.А управление тут настолько плохое, что заставить персонажа просто пойти в нужную сторону порой целая задача. Это именно тот пример игры, где нужно было использовать танковое управление, но почему-то его тут нет даже как опции. Впрочем, тут вообще нет настроек управления, поэтому об это бесполезно говорить.
Ну а загадки тут просто плохие. Не все – есть несколько достаточно неплохих. Но большая часть либо скучные, либо совершенно нелогичные. В последнем эпизоде игры, например, есть одна загадка, которую поменяли патчем, но настолько глупо, что она стала ещё менее осмысленной. Хоть сама концепция этой загадки элементарная. В то же время, в игре есть загадка, вся сложность которой заключается в базовом понимании римских чисел. Если вы их понимаете, вам просто нужно медленно и скучно решить “загадку”. Если не понимаете – игра их даже нигде не объясняет.
Попытка у этого проекта была отличная. Но, к сожалению, как это часто бывает с западными играми с хоррор тематикой, разработчики решили, что их хорошая история покроет все недостатки ужасного геймплея. И, как это абсолютно всегда случается, они ошиблись. Из-за чего я просто не могу рекомендовать этот проект, потому что играть в него банально раздражает. Даже на минимальной сложности вы будете просто оттягивать момент, пока каждый QTE кусок, ужасное управление или идиотская загадка вас доконают. Но они непременно это сделают и игру захочется забросить. Song of Horror могла бы стать одной из самых инновационных и влиятельных хоррор игр последних лет, но у неё и близко не получилось. И это очень обидно.