Я много наслушался про серию Phoenix Wright: Ace Attorney и было бы странно, если нет – серия в своё время стала невероятно популярной. Многие познакомились с Фениксом в локализированном варианте в 2005-2006 годах, когда оригинальную трилогию игр с GBA портировали на Nintendo DS для международного релиза. В Японии эти игры уже несколько лет знали и любили, так как первая часть вышла еще в 2001-ом (вторая в 2002, а третья в 2003), но именно с международным релизом все узнали про “Objection!”. А я лично познакомился только сейчас, ведь после многих релизов, дополнительных материалов и адаптаций и игр, которые имитировали серию, оригинальная трилогия стала доступна на ПК во всём мире (до этого на ПК выходило несколько портов, но только в Японии). И прошел их с удовольствием.
Для начала я попробую объяснить в чем суть серии. Это смесь визуальной новеллы и приключенческой игры, где вы выступаете в роли адвоката. Каждая игра разбита на эпизоды и каждый из эпизодов посвящен одному конкретному делу. А каждый из этих эпизодов также разбит на отдельные куски, что явно изначально задумывалось для удобной игры на портативных консолях. Впрочем, мне кажется, что такая структура очень хорошо подходит повествованию игры в любом случае. Так как они в основном построены на чтении текста, их длинна напрямую зависит от того, насколько быстро вы читаете. В моём случае, я прошел всю трилогию за чуть более 40 часов, но судя по статистике, для большинства это скорее около 60 часов. Это немало, но благодаря такой разделённой структуре, их очень легко проходить кусками, ведь игры построены таким образом, что в них всегда легко помнить нынешние события. Поэтому, даже если вы проходите игры не на портативной консоли, вы всё равно можете спокойно делать это отрезками по парочке часов в день.
Как я уже упоминал, главным героем игры выступает адвокат, а зовут его, как можно догадаться из локализированного названия, Феникс Райт. И вашей задачей в каждом деле становится защита клиентов в суде, который работает по принципам судебного устройства Японии, если бы Япония была мультиком. Впрочем, почти каждый эпизод игры включает не только защиту в суде, но и сегменты, где Феникс исследует места преступлений и опрашивает потенциальных свидетелей, чтобы достать улики, которые могут помочь в суде. Исследование работает по типичным канонам визуальной новеллы и практически полностью линейны. До второй игры в них даже нет загадок, но со второй части в серии появляются “психологические замки”, и даже возможность проиграть во время исследования. Что с одной стороны интересно, но с другой стороны разрушает целостность каждого исследования, которая настолько хорошо выдерживалась в первой части. Среди них есть очень хорошие примеры, к счастью, но по большей части они серии скорее помешали.
А вот во время судебного разбирательства всё становится намного интерактивней. Главным геймплеем обычно становится перекрёстный допрос свидетелей, которым свойственно, порой случайно, порой умышленно, привирать и искажать факты. Когда показания свидетеля проходят такую проверку, у вас есть возможность уточнить про каждый кусок показания (что вы будете делать большую часть времени, так как это даёт подсказки и за исключением редких случаев вас не наказывает), либо предоставить улику, которая опровергает показание (что вызывает знаменитый выкрик “Objection!”). После правильного опровержения процесс переходит к следующей фазе. Либо сразу, либо после уточняющих вопросов, вроде “покажите на картинке что именно в ней неправильного”. Ну и в некоторых моментах игра просто ставит вас перед каким-то выбором, который мог быть вызван другими факторами. За неправильные опровержения или выборы игра зачастую наказывает игрока, но количество “здоровья”, которое снимается у игрока, всегда разное.
Что обычно продаёт игру, так это персонажи. Все они, включая самого Феникса, очень эксцентричные и зачастую забавные. В именах персонажей нередко можно встретить очевидную игру слов или отсылки, их анимации и внешний вид всегда пёстрые и часто являются карикатурой на их профессию. Но самое приятное в этом всём то, что даже не смотря на такой почти пародийный тон, каждое дело всё равно остаётся увлекательным детективом с хорошей затягивающей историей, а сами персонажи скорее умиляют, что вызывают недоумение.
Самой слабой стороной всех частей, как мне кажется, является то, насколько непонятными или ограниченными могут быть возможности взаимодействия. Тут полно сказочных моментов, когда вы прочитали описание всех улик, внимательно изучили все факты и биографии всех персонажей и в определённый момент всё складывается в общую картину. Когда вы понимаете, что “вот тут ты и прокололся” и кричите “Протестую!”. В эти моменты игра идеально совпадает с настроением игрока и играть в неё сплошное удовольствие. К несчастью, тут также немало моментов, когда у вас может быть выбор из нескольких вариантов, и очевидно правильный не сработает просто потому, что в этот момент игры этого ещё нельзя знать. Хуже всего ситуация с последними эпизодами второй и третьей части, где разбирательство настолько линейно, что вам не нужно быть умным, вам нужно нажимать правильные кнопки, когда игра этого хочет. И вы играете не в увлекательный пазл в суде, а в малоинтерактивный рассказ.
Если рассматривать игры по отдельности, я могу без тени сомнения сказать, что первая часть – Phoenix Wright: Ace Attorney, – мне понравилась больше всего. В ней отличные дела и при этом очень хорошая и цельная “основная” сюжетная линия, которая проходит через истории. Темп игры настолько отличный, что когда вы доходите до бонусного эпизода, который добавили специально для NDS версии, он словно врезается в стену на полной скорости. Эпизод настолько переполненный глупыми фишками, которые сделали только ради сенсорного экрана NDS, что даже не играя на ПК (где дуть в микрофон и тыкать в экран не просят, хоть технически это возможно), это будет абсолютно лишним. Ещё он чересчур длинный и крайне скучный, даже не смотря на замечательные моменты. Лучше бы его в игре не было.
Justice for All – очень сильное продолжение, в котором все дела, за исключением последнего, невероятно хороши. В последнем есть очень хороший сюжетный поворот, но с точки зрения геймплея он ужасен из-за своей неочевидной линейности. В эту часть тоже стоит поиграть и в ней все персонажи интересно развиваются, по сравнению с первой частью. Тут даже есть ребёнок среди персонажей, которого сделали не невыносимо раздражающим.
А вот с Trials and Tribulations, который по задумке завершал историю Феникса, всё намного сложнее. Тут есть и хорошие элементы, но в целом он очень раздражает. Почти все персонажи поголовно превратились в полных идиотов, тут ввели ещё одну сюжетную линию, которая “ещё лучше все объяснит”, и она совершенно лишняя и глупая. В ней всё равно хватает классных моментов и первое “полноценное” дело тут с очень классным поворотом. Но в целом игра просто кажется лишней, затянутой и не стоящей времени. В отличии от первых двух игр, проходить которые было немного грустно, эту я прошел с облегчением.
Не смотря на это, если вы не играли в серию Ace Attorney раньше и можете спокойно воспринимать глуповатых и карикатурных персонажей ради действительно увлекательной детективной истории, то в Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy поиграть обязательно стоит. Может вам даже третья часть понравится больше чем мне. Но даже если нет, первые две определённо того стоят.
“Hold it!”
Саундтреки в игре тоже очень хорошие, хоть и примитивные. Поэтому их послушать тоже стоит.
У меня оригинал ничего кроме раздражения не вызвал.
Детектива как такового там нет. Есть куча роялей в кустах и призраки.