Как только я начал играть в проекты Nihon Falcom, я постоянно слышал советы, что нужно поиграть в Trails in the Sky из серии The Legend of Heroes. Все очень хвалили сюжет, мир, персонажей и повествование. А когда первую часть пере-выпустили на ПК 5 лет назад и начали переиздаваться остальные части, эти советы становились только громче. Вот и я наконец добрался до этих трех игр.
Сразу нужно поговорить про 2 общие черты, которые есть во всех частях Trails in the Sky, и которые могут отпугнуть игрока. Собственно, именно из-за этих особенностей я и откладывал прохождение игр до сегодня. Так что, сразу об этом.
В отличии от огромного количества проектов Falcom, эта серия механически не является очень быстрой action RPG. Вместо этого, у нас более привычная для jRPG пошаговая система, во многом базирующаяся на active time battle принципах из Squaresoft Square Enix игр. Но тут полно своих интересных особенностей. Во-первых, битвы тут не “случайны” – спрайты противников видно на карте и их можно избежать. Но если избежать не удалось, то игра переходит в боевой режим с отдельной боевой картой. По боевой карте можно передвигаться, а значит наносить урон противникам (и получать урон от противников) можно только находясь в зоне действия атаки. Плюс к этому, многие атаки могут отталкивать игрока/противника. Что интересно, даже сами пошаговые элементы тут тоже с кучей оригинальных идей. Например, к разным ходам может быть приписан какой-то бонусный эффект (например бонус к атаке или бесплатное лечение) и этот бонус получает любой, кто попадёт на этот ход. А значит, тут также можно “выталкивать” противников из их хода и различные статус эффекты очень полезны. Плюс, на это могут влиять и разные специальные атаки, которых тут несколько типов, у каждого из которых свои статистики и ресурсы.
В этом всём самым ужасным/прекрасным (в зависимости от того, насколько вы любите пошаговые боевые системы) является то, что игнорировать эти все системы и просто спамить “атака” нельзя даже на нормальной сложности. Собственно, даже на легкой сложности нужно прилагать больше усилий для “трешевых” битв, чем во многих популярных играх или даже сериях. Лично я такое не люблю, поэтому для меня это было постоянной проблемой. Если вы как я – сразу начинайте на легкой сложности, иначе вам быстро станет сложно проходить игру. Впрочем, не только в сложности дело с этими битвами.
Ведь второй важной особенностью серии является то, насколько она мееееедленннная. В эти игры пару лет назад официальным патчем добавили “турбо” кнопку, ускоряющую (почти) всё. В моём случае, эта кнопка была зажата процентов 85 всего времени, что я проходил игру. Помимо нескольких действительно “правильно” медленных постановкой моментов, когда ускорять игру не стоит, игра очень любит растягивать любое действие или любую заставку. Медленные повороты камеры, показ каждого повторяющегося действия в заставке и уже упомянутые битвы. Которые можно пропускать, как я упоминал, но этого делать не стоит, ведь из-за также упомянутой сложности проблема “достаточного уровня” для сюжетных моментов бывает очень важна. Ну и даже сам мир тут просто громаден, что с одной стороны действительно делает его более “живым”, но с другой стороны – крайне нудным для исследования даже если использовать неуправляемо быструю кнопку бега.
Но перейдём к отдельным играм. The Legend of Heroes: Trails in the Sky (также известная как Trails in the Sky FC) начинается особенно медленно. Первые две главы игры, которые скорее всего займут у вас как минимум 15 часов, если не больше, проходятся сквозь ужасную скуку. Два очень молодых подростка присоединяются к команде Брейсеров – международной нейтральной гильдии, которая защищает людей от монстров, а также выполняет совсем простые контракты, если такие попадутся. И первые 15 часов они бегают по миру и попадают в самые предсказуемые и скучные “приключения”, с очень примитивными моментами, односторонними персонажами и прочими вещами, которые стандартны для любой литературы или другой формы развлечения для подростков. Местами попадаются намёки на действительно интересные и более глубокие элементы сюжета и персонажей, но всё это практически незаметно до заключительного акта второй главы. И тут игра совершенно преображается. Повествование становится более насыщенным, персонажи начинают показывать себя с совершенно новых сторон, появляются разные детали и нюансы, которые до этого были незаметны. На главный план начинает выходить очень интересный политический триллер, разговоры про международные отношения, шпионские страсти и угрозы переворотов. И даже совершенно плоские до этого персонажи оказываются намного глубже, чем они казались.
Фактически, именно в этот момент серия и начинается и именно с этого момента становится понятно, почему все так её нахваливали. Игровой мир начинает затягивать, персонажам начинаешь сопереживать, предыдущие часы того стоили… Хотя… Если честно, я всё равно сказал бы, что первые две главы можно было бы сократить хотя бы в два раза и повествование стало бы от этого только лучше. В любом случае, с этого момента и до конца Trails in the Sky становится тем, за что её любят – глубокой, полной интересными деталями, хорошо рассказанной историей, которая проходит тематически по очень многим жанрам, но по сути всегда остаётся приключением. К сожалению, в самом конце игра порой начинает снова раздражать некоторыми решениями, вроде раздражающих подземелий без карты, а заканчивается она на совершенно глупом решении, когда очень важный сюжетный момент объясняется не чем-то глубоким и “приземлённым”, как всё до этого, а чем-то невероятно сверхъестественным и глупым. К счастью, это не портит впечатление от игры и истории, но за продолжение истории становится немного страшно.
Проходить The Legend of Heroes: Trails in the Sky SC без прохождения первой части категорически не рекомендуется. Хоть это далеко не первый проект, где сюжет игры начинается буквально через пару часов после концовки прошлой части, без эмоциональной привязки игрока к персонажам, ситуациям и миру игру будет сложнее воспринимать “как задумано”. А как задумано, эту игру не просто так считают лучшей в трилогии. Я честно удивлён, как у этой игры получается взять все лучшие сюжетные элементы из первой игры и продолжать их развивать дальше и глубже. Персонажи становятся ещё интересней, мир ещё живей, тут ещё больше интересной политики и интриг, но при этом ещё больше знакомых по серии Ys приключенческих элементов с древними руинами и технологиями, которые прекрасно вписываются в сюжет и мир. Впрочем, вышеупомянутый момент в самом конце первой части тут играет важную роль, и это часто раздражает.
Как бы так объяснить… Технически, главными противниками в игре являются невероятно идиотские, анимешные и совершенно не нужные “злодеи”, которые словно ошиблись дверью и вместо того, чтобы попасть в Hellsing попали сюда. Что бесит даже больше, чем вся эта эпопея с “Darklings” в Ys, просто потому, что в отличии от более простого (хоть и интересного) мира в Ys, в Trails on the Sky мир хорош своей “реалистичностью”, и всякие “злые злодеи” кажутся невероятно лишними. Более того, тот факт, что они настолько примитивные “злодеи” даже разрушает несколько хороших сюжетных элементов в игре, не говоря о том, что если так задуматься, их достаточно легко вырезать из игры и сюжет станет только лучше. Но не смотря на эту невероятную глупость, повествование в этой игре настолько сильное и хорошее, что о минусах постоянно забываешь. И Trails in the Sky SC действительно оказалась одной из лучших сюжетных игр, в которые мне доводилось играть.
Но после прохождения первых двух частей вы можете задуматься – стоп, есть же ещё The Legend of Heroes: Trails in the Sky the 3rd, куда она вклинивается? Знаете шутку о том, что после нескольких популярных игр выходит картинг игра с персонажами из этих игр? Так вот, было бы лучше, если бы the 3rd на самом деле была картингом. Это второй проект от Falcom, который я просто забросил посреди прохождения, потому что не мог выдержать дольше. Во-первых, это dungeon crawler. То есть, если вам (как мне) не нравится боевая система этой серии, то делать вам тут совершенно нечего. Битвы тут, к слову, фактически нельзя избежать из-за скорости и агрессивности противников на карте. Но даже если бы было можно, то было бы глупо, так как гриндить тут нужно.
Во-вторых, сюжетно это… побочная история и эпилог. Наверное? Главным героем выступает один из скучнейших (и напоминающих Hellsing) персонажей из SC. Игра рассказывает невероятно скучную и предсказуемую историю, которая просто выдумывает самые разнообразные идиотские способы, чтобы собрать Всю Команду Вместе, ну и параллельно сказать что у них в жизни произошло. Большинство из этих сюжетных вещей нужно “открыть” через какие-то битвы или идиотские мини-игры и часто они представляют из себя просто несколько минут заставок с диалогами, и всё. Ну а самое важное – сценарий тут настолько отвратительно написан, что лучше бы этих “эпилогов” и не было. После невероятного развития персонажей в прошлых играх, после нарочного избегания стандартных троп, игра возвращается к односторонним персонажам, глупым шуточкам и предсказуемо “шокирующих мрачных моментов, которые очень мрачные и шокирующие, ууууу”. Это одна из таких игр, сюжет в которой так и просит концовку “но это всё им приснилось”. Как я понимаю, это всё не приснилось, к сожалению.
Прохождение этой “трилогии”, которая, как вы уже поняли, скорее дилогия+какая-то невнятная хрень, того стоило. В лучшие моменты, игры напоминали мне другие хорошие произведения. Местами я мог легко провести прямые параллели с играми от BioWare, настолько, что создавалось впечатление, что Falcom играли в Baldur’s Gate и KOTOR, перед тем как создать Trails in the Sky, а BioWare проходили эти игры, перед тем как создать их последующие проекты типа Mass Effect. Первые две части, которые можно проходить как самостоятельные истории, но не стоит, действительно оказались одними из лучших примеров повествования в играх, даже не смотря на очевидные проблемы. Впрочем, я не могу не заметить, что после прохождения этих игр я невероятно устал, во многом из-за медлительности игр и боевой системы. Учитывая третью игру и её стремление больше акцентировать худшие сюжетные элементы первых игр, я сомневаюсь, что когда-то сяду проходить Trails of Cold Steel и другие игры в серии, которые прямо сейчас доступны только на японском. Но всё таки, пройти Trails in the Sky FC и SC действительно стоило.
P.S. Ах и да, тут конечно же отличная музыка, это же игры от Falcom.
Очень интересный и неожиданный взгляд на Trails in the Sky. Как правило, эти игры только хвалят, а не критикуют. И хоть я тоже отношусь к восторженным фанатам, мне было интересно прочитать unbiased-мнение.
Тем не менее, очень жаль, что автор бросил The 3rd. Эта часть действительно начинается как худшая игра в мире, но как раз во второй половине (5 глава и далее) становится экстремально хорошей, обскакивая по качеству сюжета первые две части. Я очень сильно рекомендую автору вернуться к прохождению этой игры — её стоит завершить хотя бы ради арки Ричарда.
И, кажется, автор не играл в более поздние выпуски серии — Zero, Ao и Cold Steel. Стоит знать, что они переворачивают написанную в TitS расстановку сил в сеттинге с ног на голову, совершенно меняя представление о «хельсинг-подобных злодеях». Так что дерзай проходить серию дальше, автор!
Не сталкивался с играми, в которых нечего критиковать :)
Мне очень не понравилось как после двух игр, в которых сценаристы нарочно избегали самых скучных троп и архетипов третью построили полностью вокруг таких троп. Если под конец всё это как-то оправдывается, (во что сложно поверить, но может быть) то может я когда-то дам игре ещё один шанс. Пока что желания играть в их пошаговые игры я не очень хочу. Но когда-нибудь задумаюсь об этом снова
Я где-то читал, что третья часть и задумывалась как своего рода фан диск к дилогии, поэтому там история филлерная и много фансервиса (дают поиграть за почти всех основных персонажей, подраться с теми, с кем в основной серии не было возможности и т.д.), вообще согласен что игра довольно слабая и многих вещей, которые мне нравились в основной дилогии там попросту нет. С концовкой ты почти угадал, кстати. Еще на правах оффтопа тут напишу, что согласен с мнением по Токио Занаду, очень плохая игра, о которой слышу много хорошего почему-то.
Я с тех пор почитал, что там дальше, и да, я почти угадал. Ошибся немного с “главной трагедией”, но смысл угадал.
Возможно, если никогда раньше не играть в другие игры Фалком и Персоны Токио Занаду может понравиться намного больше. В целом, я обычно вижу смешанные отзывы об игре, поэтому, наверное за что-то её любить тоже можно всё же. Но у меня не вышло
8 лет назад на работе от безделья проходил на ПСП Trails in the Sky. Удивился, откуда в 00ые выпала такая классическая японская рпг. Все часы меня удерживала лишь боевая система. Самая лучшая походовая система, как в Lunar, Grandia и Chrono trigger. Сюжет с налетом легких политических интриг утомлял. Вся эта затянутость.
И вот спустя годы я узнаю, что это целая серия Фалком. Кроме YS у них есть еще эта серия. Все нахваливают. Кто знает. Популярностью и известностью тут не пахнет. Мне стало интересно, хотя надежд не питал.
И вот купил в ГОГе второй эпизод…это еще большее позорище после первой части. Мне нравится только боёвка и Оливер из персонажей со своими речами. А так все скучные персонажи бегают по тем же локациям. Это кошмар. Боссы – клоуны какие-то. И все болтают по 10 минут. Всегда и везде. Тоска и раздражение. Спасает лишь кнопка ускорения. Вот я вчера дошел до момента в туманном лесу. Мое раздражение достигло предела.
Проблема всех JRPG одна – в сюжете главный герой – подросток. События, которые с ним происходят, понравятся только подростку. Я в 18-22 был фанатом жанра. Сейчас в 37 меня не трогает ничего. Только сюжеты в играх Ясуми Мацуно приводят меня в восторг.