Серия Mafia прошла долгий путь к становления себя как “серии”. И этот путь был не самым легким и гладким и завел серию не совсем туда, куда многие бы хотели. Я год игнорировал Mafia III, но решил дать ей шанс. Последовали сожаления.
Mafia (The City of Lost Heaven) была неожиданностью. Сюжетная игра с открытым миром, с кучей мелочей и “элементами симулятора” в вождении и экшен элементах и абсолютно линейным по-главам прохождением. Но и с побочным глупым режимом песочницы для тех, кому хотелось чего-то поглупее и веселее. Она задала стандарт, который Mafia II не совсем смогла поддержать. Её менее “романтичная” история расстроила многих, а более явные элементы из стандартного “открытого мира” порой мешали темпу игры. Впрочем, и тут был необязательный глупый “песочный” режим, правда, в этот раз продающийся как DLC (и не стоящий времени и денег).
И наконец вышла Mafia III, разработанная по-большей частью свежей командой и явно задуманная как “не такая как прошлые”. Для начала, нужно упомянуть – вступительная миссия в игре, отлично поставленная и продуманная, показывает, что эта команда знала, как сделать Mafia игру. Это полноценно линейная, но с нелинейными элементами, как и в прошлых играх, глава, которая скачет во времени повествования, вставляет интервью “из сегодняшнего дня” словно это документальный фильм, и в целом рассказана отлично. Это символ того, чем должна была быть оставшаяся часть игры, но которой она не становится. Хоть, впрочем, и дальше будет несколько основных миссий, которые поставлены вручную и рассказывают историю просто отменно, но их можно посчитать пальцами одной руки.
Оставшиеся часов 30 “сюжетного” контента – в чистом виде обычный грустный список обязательных open world элементов. Вы наверное уже заподозрили неладное, когда я сказал слово “миссий”, и так и есть. Это “современный open world”. С кучей ху– вещей, которые нужно сделать, хлама, который нужно собрать, чтобы использовать на другие штуки, чтобы на карте показало, где найти другие штуки. К счастью, много этой ужасной нудотины необязательно делать, плюс, она на историю не влияет. Но к несчастью, огромное количество сюжетных вещей построены на таких же повторяющихся скучных вещах.
Не то, чтобы механики были плохими. Стрельба из укрытия и стелс элементы, которые явно навеяны Batman: Arkham серией, очень хороши и радовали бы, если бы не тот факт, что вам десятки часов придется делать одно и то же в приблизительно одинаково выглядящих локациях. Похвально, что геймплей дополняет историю – как сюжетно вы по кусочкам разваливаете и захватываете криминальную империю снизу вверх, и это хорошо передано через геймплей. Но после изначальной похвалы начинается скука. Потому что за первые час-два после отличной вступительной миссии вы увидите всё, чем вы будете заниматься последующие 30+ часов. Хорошая Mafia игра превратила бы всю эту скуку после вступительных моментов в нарезку “и потом это сделали ещё много раз”, оставив игрокам только интересные и важные для сюжета моменты. А в Mafia III все эти не интересные и не сильно важные моменты – то, чем вы занимаетесь почти всю игру.
Собственно, самое время поговорить о другой проблеме игры – она не знает, чем хочет быть. Главный герой получает четкую цель в самом начале – месть. И хоть он работает над воплощением цели всю игру, помимо этого у него нет особого характера. Ситуация ухудшается в DLC, в которых он просто становится аватаром для “вещей из конца 60-ых”, которые в общую игру совершенно не вклеиваются. Игра также о том, как ты разваливаешь организацию, чтобы захватить её, но никогда не появляется ощущение, что ты строишь, а боссы-заместители большую часть игры ничего особого не делают, пока ты бегаешь по городу и делаешь всю работу. И персонажи эти также вроде как должны быть чем-то интересным и важным, но получаются скучными стереотипами, из которых только Вито, из второй части, показался мне хоть немного менее не интересным. И то, скорее потому, что у меня был контекст предыдущих частей серии, без которого персонаж оказывается таким же скучным и не нужным как и остальные. Ещё игра очень хочет быть Mafia, но её с предыдущими частями почти ничего не связывает, ни тематически, ни по структуре, ни по истории.
Это игра про “всякое из конца 60-ых”. Главный Герой сталкивается с расизмом, политической интригой, коррупцией, сексом, наркотиками. войной во Вьетнаме, заговорами, стереотипными бандами под рок конца 60-ых. И эти все вещи не всегда даже сочетаются. А в DLC совсем даже не стараются. Первое является стандартным blaxplotation экшеном на машине, второй – идиотским боевиком про Кубу и ядерные ракеты, а третий – стереотипным хоррором про культ расистов. Игра никогда не складывается в цельную историю, особенно потому, что 90% всего времени в ней к истории практически не относятся. Она просто пытается разные вещи и надеется, что что-то из этого сработает.
И самое грустное в этом всём, что – что-то таки работает. Вступительная миссия, вся концепция с документальным фильмом и интервью, намёки на развитие персонажей – тут могла бы быть отличная сюжетная игра. Да, это всё равно была бы странная Mafia, и может игре стоило к этой серии вообще не относиться, но игра бы вышла хорошая. А вышла скучная, не стоящая времени. Если вы совсем вообще очень хотите посмотреть игру, хотя бы пропустите DLC – они больше мешают, чем добавляют. Но вообще – лучше пропустите всю игру.
очень хотел полюбить игру, так как тоже попался на крутое вступление, но потом не смог себя заставить пройти даже сюжетку до конца, досмотрел на ютубе. думал как раз заглянуть в ДЛЦ, надеясь, что туда завезут геймплея, но теперь не буду