Мысли про: Grim Dawn (и 2 дополнения)

Мысли про: Grim Dawn (и 2 дополнения)

В 2006 студия Iron Lore Entertainment выпустила Titan Quest, “Diablo-подобную” action RPG, которая не была особо новаторской в плане механик, но получилась одной из самых сбалансированных и интересных игр жанра. В ней также решили использовать греческую мифологию для сеттинга, что до сих пор редко встречается в aRPG. К несчастью, их следующий проект под рабочим названием “Black Legion” не смог заинтересовать достаточно инвесторов и студию пришлось закрыть. Часть команды создала новую студию Crate Entertainment, выкупили права на не выпущенный проект, получили лицензию на использование своего старого движка и продолжили разработку. В 2010-ом они анонсировали проект под названием Grim Dawn – “наследник” Titan Quest, но теперь с Лавкрафт-навеянным сеттингом.

Игра долго была в разработке, успешно собрала деньги на Kickstarter для увеличения бюджета и пожила пару лет в Early Access перед окончательным выходом в 2016. С тех пор вышел дополнительный режим и целых два дополнения, Ashes of Malmouth и Forgotten Gods, второй из которых появился полтора месяца назад. Именно теперь я решился наконец пройти игру.

Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор

Если вы не знакомы с Diablo-подобными action RPG, нужно уточнить, что в отличии от других типов aRPG, эти игры имеют несколько легко узнаваемых особенностей: все они работают с видом сверху, во всех есть акцент на убийство огромных орд противников (часто с уникальными “геройскими” вариациями противников) и во всех них очень большой акцент на собирание “лута”/сокровищ, ведь даже если вы не будете их надевать на персонажа, их можно продать или обменять на что-то другое. Ключевые механики в Grim Dawn полностью соответствуют этим особенностям. К счастью, здесь никогда не нужно крутить камеру (но делать это можно), что порой становилось проблемой в некоторых играх с такой камерой. Некоторые секреты проще найти, если немного сменить ракурс, но обычно можно концентрироваться на геймплее и не думать о камере совсем.

Одна из самых интересных особенностей Titan Quest есть и в Grim Dawn – игровой персонаж начинает без класса, через несколько уровней можно выбрать класс, а ещё через несколько второй класс. В результате, вы смешиваете два “чистых” класса для получения уникальной смеси навыков, добавляя разнообразия в каждое прохождение. Например, я обычно играю персонажами с ближним боем в таких играх, поэтому решил в этот раз поиграть кем-то, кто стреляет. И создал смесь, которая использовала два пистолета таким образом, что активных навыков в моём арсенале даже не было – мои выстрелы активировали кучу пассивных навыков. Впрочем, теоретически, такой же билд я мог бы использовать и с двуручным топором (но менее эффективно). Либо, я мог бы создать смесь мага и роги и тыркать всех в спину кинжалом. Что даже приятней, так это то, что выбор класса персонажа может влиять на диалоги и отношение некоторых персонажей, которые относятся к определённым фракциям.

Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор

Фракции в игре – новшество, которое в жанре кроме Grim Dawn, насколько мне известно, не делал. Идея очень прикольная и простая. Когда вы впервые сталкиваетесь с “фракцией” (например, население стартового города игры или же, вся нежить) вы начинаете набирать с ними очки репутации. С дружественными фракциями, вы становитесь популярней убивая определённые типы врагов (порой в определённых локациях), выполняя квесты, а иногда, эти очки можно получить в каком-то сюжетном диалоге. Чем лучше о вас думают, тем больше для вас товаров, ниже цены, появляются новые побочные квесты и так далее. С вражескими фракциями бесславие растёт от убийства представителей фракции – чем больше вы их убиваете, тем больше они вас ненавидят. Чем больше они вас ненавидят, тем больше их появляется на картах и тем больше шансов, что среди них будут уникальные типы врагов.

С этим всем есть одна большая раздражающая проблема – задумка построена так, словно вы должны открывать новые уровни по ходу игры даже особо не стараясь. Но по факту получается так, что это нужно гриндить. Например, несколько дружественных фракций в игре, включая стартовый город, под конец игры так и не дали мне свой уникальный квест, потому что мой уровень репутации с ними был слишком низким. После 50 часов игры, зачистки всех локаций хотя бы раз и выполнения всех остальных квестов. Исправить это можно выполняя бесконечные заказы фракции, но это просто невероятно уныло. Мне пришлось бы выполнить как минимум 5 таких скучных заказов для стартового города, чтобы наконец получить квест о локации, которую я обнаружил в первый час игры и не смог исследовать до конца потому, что для этого нужен квест. С вражескими фракциями та же проблема – в игре есть уникальный типа врагов класса “Nemesis”, которые рекламируются как часть каждого дополнения, но появляются они только на максимальном уровне репутации. У меня после прохождения всего репутация с почти всеми врагами была где-то на середине.

Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор

Могу только предположить, что это всё из-за желания создать хороший “endgame”, что многие зачем-то просят. Мне, как сингловому игроку, который обожает этот жанр за исследование, истории, миры и увлекательно простой геймплей, совершенно непонятно зачем здесь взятая из MMORPG механика. В MMO она нужна для того, чтобы давать скучные, но постоянные причины людям возвращаться в игру, ведь без живых игроков нет никакого MMO. В сингловых aRPG, пускай даже если в них есть кооператив или соревновательный многопользовательский режим, это совершенно не нужно. Вместо этого эфемерного “endgame” можно пройти игру снова, или на более высокой сложности. Или поиграть во что-то другое, ведь игр сейчас куча. Или заняться чем-то не игровым.

Но игроки этого требуют (серьезно, можете почитать обзоры и форумы), поэтому вокруг этого разработчики игру и сбалансировали. И это обидно, ведь тут есть много других идей, которые стоило бы развить вместо этого. Тут есть классная идея с второстепенными ресурсами, которые могут открывать секретные проходы или даже дать доступ к локациям второго акта игры почти с самого начала. Есть несколько шансов решить проблемы не прибегая к агрессии. Есть множество интересных диалогов, которые влияют на дальнейшее развитие событий и историй. И сам мир в игре действительно безумно классный, пускай истории из него, которые находятся на всяких записках в игре, зачастую достаточно скучные.

Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор

К слову об этом, непосредственный сюжет в игре оказался очень скучным. Тут отличная атмосфера, прекрасный мир, но персонажи никакие, а события просто как-то так случаются. То есть, тут есть два древних божества, которые устроили апокалипсис, мир разваливается, люди сходят с ума и превращаются в нежить и мутантов и кто бы из двух основных сторон конфликта не выиграл, этот мир проиграет. Отличная завязка, мрачная, стильная увлекательная и страшная. А сюжет просто существует для галочки. Игра даже начинается с интересной вступительной заставки (которых всего две в игре, вторая – вступление к первому дополнению). Но после этого вы сразу становитесь очередным безымённым и бесхарактерным избранным, который всегда всех спасет (либо нарочно кого-то подставит). И все NPC подобраны так, чтобы просто соответствовать ожидаемым архетипам. После невероятно увлекательного первого The Incredible Adventures of Van Helsing, который вышел одновременно с Early Access релизом Grim Dawn, я ожидал намного большего в плане истории.

Это очень и очень обидно. Потенциал для более сюжетной игры тут невероятный. Многие локации атмосферны, и визуально интересны и отлично создающие нужное настроение. Мир игры цельный и только в некоторые локации можно попасть только телепортером. Настроение самой игры обычно абсолютно в точку. А саундтрек в игре – это нечто. Стив Пардо (Steve Pardo) создал настолько прекрасную музыку, что я даже не побоюсь сказать, что она легко может соревноваться с классикой от Мэтта Оулмена (Matt Uelmen), который писал музыку для Diablo иTorchlight. Обязательно послушайте. Я добавлю примером один из моих любимых треков:

Дополнения в игре получились тоже странными. Ashes of Malmouth, например, старается развивать самые интересные элементы мира и истории игры и ещё больше рассказывает про апокалипсис и древних существ, которые его завязали. Тут есть очень страшные моменты, очень интересные новые факты об игровом мире, а заключительный акт дополнения в городе, в честь которого оно называется, действительно классное дополнение к основной игре. Но вот первый акт дополнения просто отвратительный и состоит почти полностью из громадных, полностью открытых и невероятно скучных своей пустотой локаций. Поля, бесплодные черные бездны и болота. Зашибись интересно. История там неплохая, но по картам бегать слишком скучно. Помимо этого, в дополнении также добавили новые предметы, увеличили максимальный уровень персонажа и все такое, поэтому если игра в целом нравится, то взять дополнение в любом случае стоит.

А у Forgotten Gods другая проблема. Уровни тут все отличные, новые враги классные, бегать по картам интересно и весело, а вот в плане истории и атмосферы получилось как-то совсем не в тему. История всё ещё мрачная, конечно, но это скорее дарк фэнтези в стиле Diablo или же Titan Quest в Египте, а не Grim Dawn. Другим странным решением было сделать это дополнение доступным сразу после первого акта, хоть как и первое дополнение сюжетно оно происходит после основной игры. Я прошел его почти сразу и пожалел. Это сломало логику некоторых диалогов, вроде возможности присоединится к фракции в основной игре, лидера которого я только что убил в дополнении. Наверное, разработчики так сделали для того, чтобы несколько новых механик (преобразование предметов), которые есть только внутри дополнения, стали доступны для игроков раньше. Но лучше бы это скорее вписали в локации основной игры, а локации дополнения стали доступны только после прохождения всей игры.

Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор Grim Dawn, Ashes of Malmouth, Forgotten Gods, review, обзор

Grim Dawn меня и обрадовала и очень разочаровала. Я легко могу посоветовать всем любителям Diablo-подобных action RPG в неё поиграть. Тут отличный мир, невероятный саундтрек, увлекательный геймплей и куча классных современных удобных механик. С другой стороны, выбор среди такого плана игр сейчас просто огромный и другие игры могут оказаться для вас интересней. Если вы хотите более интересных персонажей и более захватывающую историю, можно посмотреть в сторону первого The Incredible Adventures of Van Helsing или классической Divine Divinity. Если же хочется поиграть в что-то подобное с геймпадом и более необычными игровыми механиками, есть Victor Vran. Мне он надоел, но вам может понравится. Если вам хочется чего-то очень медитативного но увлекательного, то серия Torchlight никуда не делась. Ну и в Diablo можно поиграть, как и в классические для более мрачного и напряженного геймплея, так и в третий для убийства времени. Ну и про Path of Exile нельзя забывать хотя бы потому, что игра полностью бесплатна. Хоть помимо этого, она ещё и очень-очень хорошая.

Из-за такого богатства выбора, Grim Dawn вполне может затеряться и именно это меня разочаровало больше всего. Я бы очень хотел сказать, что в эту игру обязательно стоит играть, очень хотел бы её бесконечно хвалить. Но не могу. Я рад, что я её прошел. И она немного меня утомила.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

6 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
Anton  Isakov

Я в основной компании дошёл до финала. Мой сборный класс оказался каким-то бракованным -я просто не наносил урон боссу, а он выщёлкивал меня быстро. Так что бросил я игру.

Vyacheslav  Pashkovsky

Спасибо за статью. Куплю сегодня игру, пока в Стиме скидки. И поиград пару неделек, пока в Path of Exile не началась новая лига. А так, конечно, на вершине игровой цепочки этого жанра уже много лет PoE.

Roman Snegovsky

Игра шикарная. Атмосферная и интересная, таким должен был быть, но не стал третий Diablo ))
Музыка, саспенс, брутальный герой — всё из… нет даже не второй, а самой первой дьяблы!

По поводу «одной большой раздражающей проблемы» автора. Вообще её не вижу.

Во-первых. Возможности фракций, это в первую очередь модификаторы оружия, и самые крутые из них нужны на повышенном уровне сложности игры, а репутация сохраняется при смене уровня сложности. Прошёл нормал, перешёл на элиту — хочешь не хочешь репутация уже будет норм.

Во-вторых. Автор соглашается, что в игру можно вернуться ради интереса на более высокой сложности. Собственно репутация фракций сохраняется на всех сложностях как я сказал. Оттого попадая на сложный уровень вы уже и заслужите особые магические присыпки фракций, без которых уровень нормал пройти вполне легко.

Да, это сделано именно для того, чтобы люди играли в игру от первого уровня сложности до последнего. В Titan Quest была похожая тема — Гидра, Колосс и прочие интересные боссы появлялись только на повышенной сложности. В Grim Dawn разработчики пошли дальше и на последнем уровне сложности есть несколько скрытых клёвых локаций.

Собсно, вообще не вижу повода для обид.

И к слову о Path of Exile. Советовать его любителям старой Diablo я бы не стал. Это экшн для мобилки, а не старое доброе бродилово по подземельям. Всё летает, само собирается и перс бежит всё время, а не ходит. Динамика игры другая. Своё знакомство с «новыми» дьяблоподобными играми с Path of Exile и начал, был разочарован страшно. Но тут, на вкус и цвет, как говориться. Чтобы понять твоя игра или нет, нужно просто поиграть.

Valera МХМ

Что за …. (иначе буду ругаться матом) этот бред написал? )))

Georgiy

Очевидно, что как и всякий “игровой журналист” вы не стали углубляться в механики игрового процесса и просто набросали статейку по первым 10-15 часам игры, причем не факт что ее проходили вы сами, а не с чьих-то слов. На скриншотах самый высокий лвл у вас 64, а это как раз тот, на котором вы должны переходить на Абсолютный уровень сложности, тот, который и бросает вызов как геймплейным навыкам игрока, так и его мозгам которым приходится по новой пересчитывать билд с учетом вскрывшихся недостатков.
Можно ли судить о фильме посмотрев его наполовину? Так отчего же вы решили что ваш обзор чего-то стоит когда вы лишь процентов на 60 разобрались в механиках игры? Знаете ли вы такие слова как “конверта урона”, “резисторез”, “оверкап”, “прок”? Скольких супербоссов вы убили или хотя бы встретили? Вкачали созвездия в кап (причем даже не упомянули данную механику)? Вы даже легендарные предметы лишь нюхнули самым краешком хорошо если выбив десятка полтора за свое “прохождение”. А ведь именно правильный подбор предметов является ключевым элементом построения билда. Элементом, который вы бездумно проигнорировали.
Grim Dawn – это не про бездумное закликивание мобов (хотя это там тоже есть). Самым интересным аспектом игры был и является процесс создания своего уникального билда, его пересбор для битв с супербоссами и часы подсчетов в grimtools (если бы вы еще знали что это такое). Хотите отключив мозг кликать мышкой? Идите играть в Дьябло 3 или PoE. А на 90% классов GD при игре на абсолюте вам придется понажимать с десяток кнопочек абилок и расходников чтобы не отлететь когда Грава в очередной раз собьет вам пассивки. Но откуда вам об этом знать, мистер “качать репутацию долго”.
P.S. У вас даже скилбар пустой!!! Вы просто забиндили на две кнопки мышки файрстрайк и флешку! Даже пассивки не включены! Вы просто пробежались по игре чтобы наделать скриншотов! Ахахаха! Игрок, блин.

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: