С момента выхода оригинального тизер демо в 2013 году я нарочно избегал DreadOut. Тогда игра показалась мне неоптимизированным отсутствием понимания того, что делало Fatal Frame интересной игрой, попыткой нажиться на тогда большой популярности хоррор-тематических игр из-за хоррор видео с вебкамерами. Но недавно я решил таки дать игре, и её самостоятельному DLC Keepers of the Dark, шанс. То есть, вдруг я ошибался?
Я не ошибался.
DreadOut рекламирует себя как клон Fatal Frame – клон классического classic survival horror/horror action приключения про сражения с призраками с помощью камеры. В ней есть несколько вроде как открытых локаций, необязательные вещи и возможность возвращаться в прошлые локации, а во второй половине игры и выбор оборудования – с цифровой фотокамерой дополняющей смартфон. Но на самом деле, это практически совершенно линейная игра про “бу!” в камеру с самыми базовыми механиками, которые можно было вставить в игру, и всего парочкой редких хороших геймплей идей.
Хоть игра и не настолько линейная и кричащая прямо в лицо игрокам, как казалось в оригинальном демо, в ней практически ничего кроме этого нет. Начинается игра достаточно свободным исследованием (впрочем, совсем линейным, так как ограничивает игрока длинной, но прямой, улицей), во время которого можно найти всякие необязательные вещи. А, чуть дальше, даже даёт возможность исследовать эту локацию снова, но с ещё новыми дополнительными вещами и бонусными призраками. Но на самом деле, это огромный уровень ни о чем. Он напоминает скорее незаконченные уровни, которые порой можно найти где-то среди игровых файлов. Вторая локация, школа, чуть сложнее по структуре, но так же пустая. Не “напряженно страшно” пустая, а “тут только базовые элементы уровня” пустая. И когда начинаются битвы с призраками становится очевидной вторая большая проблема.
Проблема, которая не решается ни в основной игре, ни в DLC. Драки с призраками с помощью камеры просто “присутствуют”. Тут нет ни “патронов”, ни критических ударов, не сильных и слабых снимков. Только расстояние, на котором можно сделать фотографию и небольшое (и совершенно невидимое) время “перезарядки”, перед тем как можно нанести урон снова. У некоторых призраков есть слабые места, которые нужно сфотографировать, особенно в Keepers, но в основном это просто задача “навести и нажать на кнопку”. То есть, вся система фотографий существует скорее для того, чтобы игрок переключался в режим от первого лица, где его можно больше напугать резкими страшилками и громкими звуками.
История присутствует. Подана ужасна и является нелепой смесью фольклорного и “секретные сообщества” типов клише. Игра совершенно не наказывает смерть. В оригинальном релизе присутствовала система, когда после смерти нужно было бежать к постоянно отдаляющемуся свету в конце темноты в непонятном мире полусмерти. Что, к слову, является одной из самых глупейших систем смертей, которые я когда либо видел. Наказание игроков скукой, потому что после смерти им нужно пару минут держать “вперёд+бег”. Офигеть. Хорошо придумали. Но после некоторых патчей эту систему сделали выключаемой, а в DLC её нет совсем.
Впрочем, я не так и часто умирал в игре, так как игры особо и нет. Да и умирать вы чаще будете скорее от совершенно несбалансированных идиотских вещей, чем от какой-либо “сложности”. В целом, игра просто скучная. И ужасно глючная, кстати. Даже после патчей, там столько всего ломается… Одна из битв с боссом длилась так долго, что я думал, что игра сломалась. Оказалось, что нет. Просто босса нужно было очень долго убивать, без особых проблем с процессом.
Впрочем, не могу не признать, что Keepers of the Dark хотя бы ощущаются шагом в правильном направлении. Не смотря на повторное использование локаций из основной игры, в дополнении концентрируются те мелочи, которые хоть как-то работали. Вместо линейной игры, каким был оригинал (который становился весьма любопытным последние 10-15 минут, кстати, но всё равно плохим), тут есть хаб и несколько отдельных уровней, которые можно исследовать в любом порядке. Некоторые можно пройти за один заход, некоторые требуют возвращения, после выполнения задач в других мирах. И каждый концентрируется на каких-то необычных интересных боссах. Мне некоторые боссы очень понравились, а некоторые были хотя бы интересными, пускай и отвратительно реализованными.
Но в конце концов, мне сложно кому-то рекомендовать эти игры. После DLC я могу представить, что когда-то эти разработчики смогут сделать неплохую игру. Но это явно случится не скоро.