Вау, я наконец прошёл Outlast? Какой я быстрый.
На самом деле, на это были причины. Анонс игры, например, настолько смешался в моей голове с анонсом Daylight, который показался мне безумно унылым. Батарейки, Unreal Engine (правда, тут третий, а в Daylight четвертый), “найденное видео” стиль, госпиталь, хоррор от первого лица и всё заверте… Потом, после выхода игры и осознания, что это две разные игры, я умудрился посмотреть полные прохождения её некоторыми людьми на YouTube, включая серию видео от в дупель пьяного Джима Стерлинга. Мне показалось, что игра была более “убегательная” чем “стелсовая”, сюжет был ужасным… Короче, я решил, что игру можно не трогать. Но вот она попалась мне в бандле и я решил, что раз такое дело, то нужно докупить по скидке Whistleblower, да пройти её наконец.
Для тех, кто каким-то образом не знает, что такое Outlast – это стелс/хоррор от первого лица, где игрок может только прятаться или убегать. Главными фишками игры стали камера, которая немного уменьшает угол обзора, но имеет функцию ночной съемки, что очень полезно в тёмных коридорах местной психушки, и full body awareness – то есть, присутствие управляемого героя не только летающей камерой, но и полностью анимированным телом, которое можно видеть. И, собственно, эти элементы, гениальные в своей простоте, и являются одними из главных причин популярности игры. Они действительно отлично погружают в мир игры и, вместе с достаточно динамичным, пускай и не полноценно паркурным, передвижением делают стелс и побеги от противников безумно увлекательными. Ну и позволяют делать некоторые ужасные сцены ещё ужасней.
Собственно, об ужасности – я очень не люблю такого рода стиль и тематику. Откровенная жесть, кровь кишки распидорасило, некрофилы, говно всё плохо сделано аааааа!111!1 Я знаю, что у torture porn или просто “жесть”-ужастиков много фанатов, но я всегда предпочитал мрак и намёки на ужас, а не расчленялово во все поля. И этот тон, вместе с безумно примитивным сюжетом и историей мира, делают меня более грустной пандой, чем я бы был, если бы настолько интересный геймплей был с другими темами. С другой стороны – не могу не похвалить в создании атмосферы, напоминающей кошмары Event Horizon или мир, который открывает Конфигурация Плача, пускай и более приземлённой и… человеческой.
Но говоря о конфигурациях – самой-самой главной причиной хорошести Outlast и дополнения мне кажется феноменально грамотная работа людей, которые делали уровни игры. Это та любовь, с которой создавались игры классического survival horror, где мир кажется цельным, где все проходы и комнаты “на своём месте”, и где путь через них действительно очень грамотно построен. У этого мира был элемент “настоящести”, который теряют в очень многих других играх. Например, те же замечательные Penumbra и Amnesia зачастую ощущаются искусственно построенными мирами, которые существуют для строго определённых игровых целей. В мир Outlast же можно поверить. И он весьма эффективно может сбивать с толку, расставляя возможности прятаться даже в местах, где врагов нет, оставляя врагов там, где, “по логике таких игр” врагов не должно быть. В последний раз я настолько восхищался дизайном уровней, наверное, в Dead Space. Очень-очень классно сделано.
Не могу и не похвалить DLC Whistleblower за действительно грамотное дополнение основной игры. Мало самоповторов, много попыток сделать что-то новое и интересное на тех же основных игровых механиках… Короче, полноценное дополнение, а не какая-то фигня левая. Правда, оно умудряется быть даже ещё противней основной игры часто…
Короче, хорошая игра в целом. Которую после выхода консольных версий сделали ещё лучше, вырезав несколько QTE, которые были в изначальном варианте. Хорошая игра для любителей стелс-хоррора, ещё лучше для тех, кто больше предпочитает “убегательный” стелс-хоррор и противопоказана всем, кто очень не любит всякую жесть. Если словите на летней скидке на GOG сейчас (или будущей от Steam), то тем более стоит глянуть.