Много-много лет назад, если точнее в 2005-ом, я с удовольствием прошел Fable: The Lost Chapters на ПК. Игра не показалась мне особенно отличной, особенно учитывая примитивную историю, но в ней было полно интересных идей. Которые, как я понимаю, были развиты в намного более удачный сиквел, который до сих пор остаётся эксклюзивом для Xbox 360, из-за чего я никогда его не проходил. В Fable III я тоже не играл, ведь ПК порт был не очень хорошим и привязанным к отвратительному GFWL, из-за чего же игру достаточно быстро сняли с продажи и купить этот порт теперь невозможно.
В 2014 на базе Unreal Engine 3 был выпущен римейк/ремастер первой части под названием Fable Anniversary, который, по факту, является переносом версии The Lost Chapters на новый движок, но со многими мелкими переменами и обновлениями под современные нужды. И я совершенно не планировал этот римейк проходить, ведь в моих воспоминаниях Fable оставалась игрой слишком простой, чтобы играть в неё снова. Но игра всплыла в разговоре с друзьями, и, к счастью, я всё же в неё поиграл.
В принципе, всё что я буду писать здесь также можно считать и ретроспективным взглядом на Fable: The Lost Chapters 2005-го (которая была расширенной версией оригинальной Fable 2004-го), потому что отличий между TLC и этим римейком, помимо движка, удивительно мало. По крайней мере, так мне подсказывают мои воспоминания и отзывы других людей. Интерфейс поменяли, и не к лучшему. Теперь в нём элементарно заблудиться, даже когда знаешь, что ищешь. А так, тут есть парочка обновлений, несколько исправленных багов, но в целом игра почти идентична старой, просто теперь с родной поддержкой xinput управления для геймпада Xbox 360 и более поздних и намного более комфортная работа на очень высоких разрешениях.
Что из себя представляет Fable? Это action RPG (сюжетная, хоть сюжет тут очень простой) с огромным количеством симулятор-механик. Все эти механики очень простые, но в этой простоте и вся суть игры. Например, у вас есть набор “эмоций”, которые вы можете выражать в любой момент, и жители игрового мира будут на них реагировать. Можно делать “хорошие” или “плохие” поступки, у которых есть как мгновенные, так и долгосрочные последствия. Можно покупать и сдавать в аренду дома. Можно подключаться к ситуациям, которые случились в мире, вроде защиты путешественников от бандитов или монстров. Или же можете убивать любых персонажей в мире. Внешний вид главного героя меняется в зависимости от вашего стиля прохождения, у него появляются шрамы, татуировки, прически и есть визуальное выражение “добрых” и “злых” героев. Персонаж также постоянно взрослеет. Можно заниматься сексом или жениться (причем в этом мире все бисексуальны и выбор с кем заводить отношения у игрока). Ну и помимо всех этих систем есть еще и всякие мини-игры вроде рыбалки и всякие секреты и загадки, которые можно разгадывать.
Ведь смысл всей игры в том, что ваш игровой персонаж – Герой. В самом буквальном смысле. Он учился в Гильдии Героев и должен стать самым лучшим Героем на свете. Именно из-за этого история в игре невероятно простая – это супер примитивное воссоздание структуры типичного мономифа (что игра даже прямо подтверждает). История начинается, когда главный герой еще маленький мальчик (играть можно только мальчиком и внешность менять нельзя), которого просят сделать добрых дел, чтобы заработать денег на подарок сестре. Выполнив эту задачу (или же обойдя условия какими-то нехорошими поступками) и встретившись с сетрой, мальчик с ужасом наблюдает, как бандиты сжигают его деревню, убивают его отца и похищают мать и сестру. Что как раз и задаёт тон всей игре – она в целом очень мультяшная и немного глупая, тут много британского сухого юмора и сарказма, и всё пропитано Приключенческим Духом. Но достаточно мрачных и жестоких реалий она тоже не избегает, порой становясь абсолютно серьёзной. Что удивительно неплохо смешивается в этой простой сюжетной линии.
Но да, сами события крайне простые. Герой, иди геройствуй, совершай подвиги, находи крутое обмундирование и победи Великое Зло. Все ключевые персонажи существуют ровно столько, сколько нужно для передачи важной информации, после чего они спокойно исчезают, либо навсегда, либо на многие часы. Каждый выбор в игре четко делится на черное и белое, а каждый поступок и каждое действие тут для того, чтобы ваш Герой был Самым Крутым, и вы себя тоже хорошо при этом чувствовали. Что удивительно неплохо работает. По моим воспоминаниям игра была настолько примитивной, что было даже скучно. Но на самом деле, особенно если сравнивать с современными “типичными” RPG, растянутыми на 50+ часов крайне закрученных эпичных историй (что часто делает их только хуже), поиграть во что-то настолько простое как Fable даже приятно. Тут часов 12-15 геймплея, не все куски которого состарились хорошо, но которые в целом приятны и развлекают. Которые ты проводишь с улыбкой на лице, потом удаляешь игру и чувствуешь, что время было потрачено не зря. А не как часто сейчас бывает, когда игра проходится уже скорее потому, что на неё потрачено много часов, а не потому что хочется играть.
После прохождения Fable Anniversary я заскучал по временам, когда игры пытались брать интересными идеями, а не количеством десятков часов и “контентом”. Да, эта игра не отличная и возможно у вас не будет настроения поиграть во что-то настолько простое (или же сложное, если вам хочется чего-то совсем простого, в духе “закликай врагов до смерти”). И сиквел игры был, как я понимаю, во всём намного лучше. Но проходить Fable в этой Anniversary версии было удивительно приятно.