Revolution Software в первую очередь известны благодаря серии Broken Sword, первая часть которой до сих пор считается одной из лучших приключенческих игр в истории. Но и игра, которая вышла перед этим, – Beneath a Steel Sky, – любима не меньше. Этот второй проект на их движке Virtual Theatre был полон инновационных для жанра идей, главной из которых было полноценный график “жизни” каждого NPC. Игра была короткой, но переполненной увлекательными моментами и персонажами и фанаты годами просили добавки. И вот через 16 лет после выхода игры, и 7 лет после того как её сделали бесплатной для всех, Revolution выпустила Beyond a Steel Sky – полноценный сиквел, повествующих о последствиях концовки первой игры. игра в этот раз получилась намного менее революционной, но тем не менее, всё равно оказалась очень интересным подходом к осовремениванию жанра.
Если вы проходили оригинал, то проходить эту игру будет определённо интересней, но, к счастью, игру можно спокойно проходить и независимо от Beneath. Вас все равно познакомят с игровым миром вселенной Steel Sky – антиутопией на территории Австралии, в которой жизнь на континенте разбилась на тех, кто живет простой жизнью в “Прогале” (Gap), – современной территории Аутбэка, – и теми, кто живет в высокотехнологичных больших городах. Главный герой обоих игр Роберт Фостер прожил последние 10 лет в Прогале, но неожиданная череда событий отправляет его в путешествие, которое приведёт его обратно в город Юнион Сити, в котором и происходили события первой части.
Тогда как оригинальная игра была поэкранным point and click приключением, Beyond работает так, как можно ожидать от современного 3D приключения с прямым управлением персонажем. Реализовано это очень хорошо, причем как с клавиатуры и мыши, так и с контроллера (кроме некоторых меню в которых контроллер работает плохо), и я не мог не задуматься о том как далеко мы ушли с тех пор, как подобное управление коряво пробовали в Dreamfall в 2006. Так как это приключенческая игра, большой кусок геймплея завязан на решении проблем и, как и с первой игрой, тут всё завязано действительно на проблемах, а не просто абстрактных загадках. Впрочем, тут всё равно встречаются моменты, где вы будете что-то делать не потому, что у вас уже созрел план, а потому что у вас нет других интерактивных точек на локации и остаётся только наугад что-то тыкнуть.
Большой кусок решения проблем также ложится на плечи системы взлома электроники. Реализовано это очень прикольно и просто – по факту, с помощью инструмента взлома вы можете перемещать некоторые инструкции между всеми устройствами, к которым вы в данный момент подключены. Возможности для этого всегда весьма ограниченны, чтобы игроки не запутались, но и совершенно необязательных вариантов тут тоже хватает. В основном в тех кусках, где игрокам всё равно придется какое-то время экспериментировать в поисках решения проблемы. Поэтому, например, тут есть момент где можно одни и те же сообщения слушать разным тоном (который переключается с помощью взлома), и разработчики записали все возможные вариации этих сообщений, что очень забавно слушать.
Что еще сохранилось из Beneath, так это фокус на нескольких узнаваемых локациях и персонажах, которые вы постоянно будете видеть в новом контексте, но с которыми вы с каждым разом будете всё ближе знакомы. Что особенно интересно, так это то, что тут есть и вариации в том, что может произойти по истории и какие судьбы ждут разных персонажей, поэтому прохождения могут немного отличаться друг от друга. Тут даже остался как минимум один момент, где можно “умереть”, правда в отличии от даже Beneath вручную сохраняться ради этого не стоит и автоматических сохранений вполне хватает на всю игру.
Несмотря на то, что я так часто вспоминаю Beneath, Beyond достаточно отличается от оригинала, чтобы быть самостоятельной игрой. По крайней мере настолько, насколько это позволяет статус прямого продолжения истории. Впрочем, тут бывают моменты, которые существуют только ради ностальгии и есть несколько возвращающихся персонажей, которые кажутся ненужными. Ещё я в игре встретил то, что, к счастью, в других играх делать почти перестали – прямые отсылки к фильмам или книгам. В приключениях 90-ых годов было очень модно так делать, поэтому, возможно, это тоже тут сделано ради ностальгии. Но как человек, которого такие моменты всегда отвлекали, я явно не ценитель. Тем более, что у игры настолько сильная собственная история. Цитировать целые сцены из других фильмов кажется лишним. Концовка, впрочем, тут получилась немного слабая. Не плохая, если, конечно, вас не сильно бесят сюжетные повороты, которые предсказуемы за пол игры, но просто весь заключительный сегмент получился каким-то упрощенным, по сравнению со своей завязкой. Да и геймплейно передать это всё вышло тоже не очень хорошо.
Тем не менее, Beyond a Steel Sky оказалась замечательной современной приключенческой игрой. Одна из самых лучших представительниц жанра за многие годы, в которой гармонично соединились и решения проблем/загадки, и хорошее повествование. И ещё это пример хорошей адаптации идей из классических point and click приключений в полное 3D с прямым управлением персонажа. Если вы никогда не играли в первую часть, я бы всё равно в первую очередь посоветовал бы пройти её. Но если у вас нет на это настроения, а Beyond a Steel Sky заинтересовала, то дерзайте и скорее всего вам понравится.