После выхода римейка Resident Evil 1 в 2002 (обычно называемого REmake) большая часть фанатов серии ожидали, что вторую и третью игру также переделают для выхода на GameCube. Но GC версии RE2 и RE3 были немного обновлёнными версиями с Playstation. Фанаты не успокоились и начали просить Capcom всё-таки сделать римейк и делали это настолько упорно, что, возможно, только просьбы римейка Final Fantasy VII были громче. В 2015 году после краткого опроса сообщества, Capcom своим “We do it” анонсировали, что римейку Resident Evil 2 быть.
Три года спустя…
Оригинальная Resident Evil 2 1998-го (которую позже переиздавали и портировали несколько раз, что добавило бонусов и способов управления, но основную игру не тронуло) не является моей личной любимицей в серии, но проходить её я всё равно люблю. Как и остальные Resident Evil, у неё есть определяющая уникальная ей черта – в отличии от первой части, игровой мир тут был более линейный, поэтому вместо этого тут есть 2 игровых персонажа, у каждого из которых есть по 2 уникальные сюжетные кампании, которые зависят от того, кем пройти игру первым в “Сценарии А”, а кто остаётся для “Сценария Б”. Эта идея была невероятно свежей и дополнялась немного сырой, но также классной задумкой с которой действия в А сценарии могли влиять на разные мелочи в Б сценарии. Но даже без этой задумки, сама структура цельного приключения, которое нужно пройти с двух дополняющих друг друга сторон была просто невероятной и до сих пор существует очень мало игр, которые делали бы сюжет таким образом. Не говоря о том, что геймлей также интересно менялся во втором сценарии.
После полноценного анонса нового Resident Evil 2 (или римейка Resident Evil 2 remake или REmake 2, RE2make, а может просто RE2 2019, посмотрим, что приживётся) разработчики заявили, что структуру со Сценарий А/Сценарий Б они воссоздавать не будут и вместо этого кампания каждого игрового персонажа будет уникальной и будет полна старых и новых идей, уникальных только для этого персонажа. Такое решение не было совсем неожиданным, учитывая, что 4 сценария оригинала создавали впечатления прохождения если не целых двух игр, то хотя бы одной игры и огромного дополнения. И подобный подход в современной разработке скорее всего бы означал огромные затраты по бюджету и времени. Поэтому, сокращение всех лучших идей до двух уникальных сценариев было грамотной идеей. Только вот, и это самая большая проблема игры, похоже что у Capcom реализовать эту задумку до конца тоже не удалось.
Чтобы не затягивать, сразу напишу, что в плане сюжетных сценариев новый RE2 намного слабее оригинала. Да, у каждого персонажа действительно есть уникальные истории, уникальные локации, уникальные игровые ситуации и уникальный финальный босс, вне зависимости от того, кем вы играете первым. Но похоже, что у Capcom закончились ресурсы, чтобы сделать это цельным от начала и до конца. А значит после прохождения 70% игры, сюжет в котором друг друга в целом нормально дополняет, вы попадаете в заключительный сегмент, который проходится абсолютно одинаково обоими персонажами (ровно до отличия с финальным боссом). Поэтому, одни и те же персонажи будут умирать совершенно по разному, вы будете убивать одного и того же босса два раза в том же месте, точно так же и в целом решать те же проблемы точно также. Механически весь этот заключительный сегмент интересен, но почти абсолютно идентичен для обоих персонажей, краток и сюжетно корявый. Тогда как режим “2nd Run”, который позиционирует себя как “другая сторона истории” и начинается, как и Сценарий Б в оригинале, адекватно, почти сразу после вступления начинает сюжетно работать абсолютно идентично обычному режиму. И в итоге превращается скорее в “Arrange mode”-подобный режим с интересными новыми сложностями, но таким же сюжетом.
Но не смотря на это, я уже 40 часов наиграл и заканчивать пока не планирую. Почему? Потому что игра просто невероятно хороша. Впервые за лет 15 я чувствую, что играю в настоящий survival horror. Survival horror, какой он был в лучшие годы – action adventure с акцентом на ограниченные ресурсы (патроны и лечение), решение загадок, исследование целостного игрового мира (aka метроидвания) и очень грамотно сбалансированных противников. Собственно, в новом RE2 мир даже больше и целостней, чем в оригинале, с только одним полноценным моментом невозврата, а так, возможностью вернутся обратно в полицейский участок в любое время.
Дизайн уровней тут просто прекрасный. Из оригинала взяты карты, но расширены грамотным образом для естественного прохождения с видом через плечо и отсутствием загрузок между комнатами. Причем, я бы сказал, что карту тут обновили даже лучше чем в REmake, так как в нём некоторые обновления и новшества были тупиковыми и часто добавленными скорее для того, чтобы сказать “ага!” всем тем, кто проходил оригинал. Тогда как в в новом RE2 карты создавались исключительно чтобы их было интересно исследовать, на основе оригинальных локаций. А значит проходить и перепроходить их безумно увлекательно. И знание где что находится и как решать все загадки приводит к очень эффективному перепрохождению. В игре также есть совершенно новые локации, многие из которых основаны на идеях, которые планировались для так называемого Resident Evil 1.5 (первой версией RE2, которую отменили в разработке) или присутствовали в первых версиях сценария для RE2, но туда не попали. Они очень интересные, но, к сожалению, безумно короткие. Что ещё удивительно, так это то, что не смотря на более тёмные и реалистичные локации в новой игре, у Capcom получилось сохранить цветастый дух комнат из оригинала. Они более приглушённые, но всё равно есть, в отличии от более ржавого коричневого REmake. Ах и да, тут даже бонусные игры интересного расширили по сравнению с оригиналом.
Переход к камере через плечо конечно же не мог не повлиять на то, как игра управляется и проходится. В игре всё так же важно позиционирование на карте во время стычек с противниками и грамотное использование определённого оружия в определённых ситуациях, но теперь также важно хорошо целиться и быстро стрелять. Что немного поменяло и дизайн противников. Они немного быстрее, в них сложнее целиться из-за немного непредсказуемых анимаций и почти все они могут выдержать больше выстрелов, чем в оригинале. Конечно же, всё ещё можно просто снести башку зомби и это их сразу убьет, но выстрелы в другие части тела может быть намного менее эффективны, особенно на более высокой сложности. Трупы в игре теперь не исчезают. Более того, противники падают в полноценную ragdoll анимацию даже когда они не полностью мертвы, а значит, если не делать контрольные выстрелы, любой из трупов на полу может оказаться неприятным сюрпризом. Это отличное дополнение знакомой системы, которая легко превратит вас в параноика, который тыкает ножом все трупы.
Но, чтобы игроки не чувствовали себя совсем беззащитными, то в их пользу было сделано также несколько приятных изменений. Например, предметы самозащиты из REmake снова в деле, но в намного более интересном формате. Теперь их можно использовать как обычные гранаты и ножи. И они добавляют ещё один уровень управления ресурсами, ведь брошенная граната могла бы оказаться полезной для самозащиты позже, а ножи от использования ломаются. Другое полезное добавление – возврат полноценного расчленения зомби. Это крайне полезная штука, особенно если у вас нет патронов, чтобы убить зомби, так как отстрел ног может дать вам шанс намного более безопасно пройтись по комнате. Ну и наконец, все те кто страдал от этой херотени в Resident Evil 6 будут рады узнать, что хоть захват игрока противником всё ещё порой может быть “на магните”, смерть или нокаут противника во время этой анимации их мгновенно прерывают, так что трупы вас в этой игре ранить не могут. Я рад, что хоть в этот раз у Capcom получилось этого избежать.
Немного снова о плохом – о музыке и о дизайне сюжета. Музыка снова следует современному подходу “почти незаметный, часто отсутствующий, ambient, а в заставках киношная оркестровая музыка”, что портит атмосферу серии уже 10 лет. Но я бы не стал упоминать это если бы не тот факт, что в этот раз в саундтреке встречаются не просто хорошие, а одни из лучших треков за всю историю серии, вроде Терминатор-подобной темы Тирана (обычно известного фанатам как Mr.X), или же незабываемой темы для 4th Survivor бонусной игры. Плюс к этому, я обычно оправдывал этот новый подход тем, что возможно старый способ с более явными саундреками может отвлекать в игре такого плана. Но в новом RE2 можно включить оригинальный саундтрек (к сожалению, только с платным DLC) и этот старый явный саундтрек отлично сочетается с геймплеем большую часть времени. Так что, я надеюсь, что Capcom пересмотрят свой дизайн музыки в играх в будущем, хотя бы как дополнительную опцию в игре.
Ну а дизайн сюжета в новом RE2 получился просто немного странным. Большая часть игр в серии обычно выбирали себе какую-то центральную запоминающуюся тему или атмосферу. RE7 был про хоррор более домашнего размаха на юге США, а оригинальная RE2 была взрывным приключением с обречённым городом, семейной драмой, супершпионами, коварными корпорациями и невероятным побегом. Тогда как в новом RE2 каждого персонажа интересно расширили, добавили им деталей и особенностей, но используют их недостаточно интересно. Тонально история часто странно скачет. Да и в целом сюжет скорее мутный получается, а не какой-то запоминающийся. Собственно, если бы я не знал оригинал настолько хорошо, я даже не уверен, стал ли бы я сопереживать событиям в этой игре настолько же сильно и понял ли бы всё, что происходит на экране.
И об этом важно упомянуть – я знал и любил RE2 ещё в 1998-ом и с тех пор часто его переигрывал. А значит, новый RE2 я воспринимаю и с большей любовью и с более сильной критикой. Настолько, что мне кажется, что если бы такой римейк вышел в 2004 или 2005-ом, почти сразу после REmake, из-за упомянутых упущений фанаты были бы менее рады этой игре. Но за последние 15 лет никто не делал ничего подобного, кроме пары исключений, у которых почти получалось возродить survival horror вроде Alien: Isolation и RE7.
Если абстрагироваться от моего опыта с серией, я могу без сомнений сказать, что Resident Evil 2 (2019) – великолепная игра, в которую обязательно стоит поиграть. Если вам нравится исследовать локации, нравится хоррор, простые загадки и управление ресурсами, если вам нравятся другие метроидвания-подобные игры и нравится находить безопасные пути по опасному миру, то Resident Evil 2, как оригинал, так и новый, вас очень обрадует. С тремя уровнями сложности, новая игра будет хорошим знакомством для тех, кто в такие игры не играл раньше, или же не играл в игры со стрельбой с видом через плечо. А если же вы старый фанат серии – приготовьтесь к некоторыми разочарованиям и мыслям, что “нужно было сделать иначе”. Их будет не много, но избежать их не удастся, если старые игры вам очень нравятся. Но ещё приготовьтесь, что вы потеряетесь в этой игре на множество часов и будете проходить и перепроходить её, и постоянно улыбаться.