При всей моей нелюбви к прошлым играм от Klei Entertainment, я ожидал, что Mark of the Ninja тоже пройдет мимо меня без последствий. Но, после выхода, игру стали осыпать высокими оценками и хвалами настолько, что мельком проскакивали и фразы вроде “лучший стелс последних лет” или хотя бы “лучший стелс года”. Еще и Галенкин начал сравнивать ее с любимым мной в детстве Saboteur 2 (спойлер: ничего общего по геймплею между этими играми практически нет). Короче, пропустить я эту игру уже никак не мог. И рад, что не пропустил. Это действительно одна из лучших стелс игр, в которые я играл.
Особенно любопытно это признавать буквально через пару месяцев после Dishonored. Он всё еще отличен естественностью своего стелса, но… Mark of the Ninja делает много чего так же или похоже, и делает это намного лучше. Некоторые сходства между играми действительно удивляют, к примеру: в Mark of the Ninja есть маленькие насекомые, которые могут пожирать трупы или даже живых врагов, как аналог крыс из Dishonored, но акценты у игр немного разные. Dishonored, всё же, позволяет без особых сложностей перейти из стелса в экшен, тогда как Mark of the Ninja ближе к “трушному” стелс подходу, когда в открытом бою ты в большинстве случаев умрешь. Хоть и тут Klei решили отойти от формулы, и если тебя нашли – у тебя достаточно хороший шанс перепрятаться, потому что трюков в твоем арсенале хватает.
Что делает игру действительно увлекательной, так это ловкость и скорость геймплея. Mark of the Ninja собрал в себе всё лучшее из precision platformer и cinematic platformer игр, благодаря чему главный герой очень стильно и ловко передвигается по локации: то бегая по стенам, то ползая под потолком, то используя кошку прыгает по столбам. И настолько же быстро и ловко может расправляться с врагами из различных позиций, разнообразными приспособлениями, от использования своего лезвия или подвешивания врагов на столбы, до запугивания врагов заставляя панически стрелять по своим.
При этом – что я лично очень люблю в стелс играх – ничего не мешает* проходить всю игру без единого убийства, отвлекая противников, разбивая лампы и прячась в укрытиях. Так играть может быть даже интересней, с постоянно усложняющейся ситуацией на локациях, на которых тебе нужно сделать несколько вещей и может быть нужно возвращаться обратно. С другой стороны, так же интересно пытаться снять всех противников тихо, ведь в некоторых ситуациях врагов может быть слишком много, и их проще вообще обойти. В любом случае, Mark of the Ninja старается угодить абсолютно всем, делая интересные дополнительные задания на каждые уровне, выполнение которых открывает “специализированные” костюмы, рассчитанные под определенный тип прохождения. Хотите стелс – вот вам бесшумный, но безоружный костюм; хотите экшена – вот вам бронированный костюм с регенерацией здоровья за убийства; хотите бесшумных убийств – вот костюм, с которым все убийства идеальны; хотите терроризировать врагов – вот костюм, с которым почти все виды трупов и убийств будут сводить врагов с ума. Такая специализация, дополнительные задания и комнаты с тестами, акцент на набивание высшего количества очков и анлоки новых возможностей реализованы очень грамотно и постоянно мотивируют на возвращение к игре.
Что не мотивирует, так это странная любовь Klei к QTE. Я понимаю их стремление усложнить стелс убийства в 2D игре, но их подход мне не нравится. При каждом выполнении стелс убийства игра требует нажать кнопку удара и какое-то направление, и если нажать неправильно или недостаточно быстро, то убийство получается “неидеальным” – очень громким, и убийство из укрытий не прячет труп в укрытие автоматически. Возможно, если бы управление в игре было с D-pad, это бы раздражало меньше (что вряд ли), но для меня такой подход был дополнительным стимулом пройти игру сначала чистым стелсом, где ты избегаешь всех QTE (кроме трех или четырех моментов, где по такому же принципу можно украсть нужный предмет), потом открыть костюм для бесшумных убийств и потом спокойно проходить игру заново без всяких глупых QTE. Возможно кого-то этот элемент будет меньше раздражать, но для меня это было очень серьезным раздражением.
Но не считая этого и мелких багов (* – в одном уровне у меня два врага убивали себя за кадром, из-за чего я не могу получить там бонус за прохождение без убийств), это отличная игра, в которой я с удовольствием провел время и хочу добавки. Даже без упоминания того, что в игре очень классный визуальный стиль, приятная музыка и на удивление неплохой сюжет с выбором в конце, который заставил меня задуматься (впрочем, потом я посмотрел и второй вариант -_-). И даже без упоминания того, что там есть еще и усложненный new game +, который, правда, я решил не проходить, потому что радиус видимости мне показался слишком давяще ограниченным.
Зимний вечер
я удаляю Mark of the Ninja
прекрасная игра.