Когда я решил переигрывать серию Batman: Arkham, любопытнее всего мне было узнать, насколько в этот раз мне понравится Origins. Моё оригинальное впечатление было немного подпорченным из-за кучи багов, но ощущения от игры всё равно оставались приятными. Плюс, её разрабатывала студия WB Games Montréal и явно потому, что WB хотели выпустить что-то до того, как разработка Arkham Knight закончится. Игру часто исключают из Batman: Arkham перевыпусков, вроде Return to Arkham (как и Arkham Origins Blackgate, но там и игра была не очень). Даже Gotham Knights, которую также разрабатывают WB Games Montréal, хоть и выглядит как официальная часть серии, похоже будет совершенно отдельной игрой.
И всё это очень обидно, ведь Arkham Origins – почти хорошая игра. Жаль, что только почти.
Как и предыдущая Arkham City, Arkham Origins – стелс action adventure в открытом мире с beat ’em боевкой, напоминающей Assassin’s Creed или Prince of Persia. Вы всё также играете в роли Бэтмена и исследуете локации, многие из которых заимствованы из Arkham City, хоть и переделаны. Но на основной карте города теперь доступно ещё два дополнительных района. Плюс, поскольку события игры происходят приблизительно за десять лет до Arkham Asylum, части Готэм-сити, которые вы исследуете, выглядят более-менее “нормально”. Они всё равно перекрыты и населены только противниками, что в этот раз сюжетно объясняется тем, что в ночь перед рождеством начался особенно сильный снегопад и одновременно с этим преступность сильно подскочила, поэтому в районах введено чрезвычайное положение и все сидят по домам. Под это всё дело самым известным в мире наёмным убийцам падает контракт на смерть Бэтмена, что и становится основной сюжетной линией игры.
Благодаря такой завязке, мы наконец получаем игру про Бэтмена, как супергероя-детектива, который проводит большую часть этот очень затянутой рождественской ночи занимаясь расследованием преступлений и поимкой преступников. Он ловит простых убийц и воров, оставляет анонимные сообщения о раскрытом деле для полиции и не ждёт за это славы, а просто считает, что так он делает мир лучше. Конечно, сюжет не остаётся настолько приземлённым, но в отличии от всех остальных игр серии от студии Rocksteady Studios тут нет какого-то огромного угрожающего всему миру плана, а город не разваливается на глазах. И именно в этой “нормальности” и “обыденности” кроется главное волшебство Arkham Origins. Да, порой тут не хватает невероятно драматичного готичного стиля других игр, но лично мне даже больше нравится такой подход и такой акцент на детективные аспекты персонажа.
Даже главные злодеи тут в целом более “нормальные” и со временем только становятся более сверхъестественными, как в других играх. Пингвин – просто грубый коротышка, который торгует оружием. Загадочник взломал личные данные известных личностей города и планирует пустить их в открытый доступ, считая что так он сделает город чище. Черная Маска – просто очень влиятельный и богатый мафиозо. Даже Убийца Крок нарочно сделан менее монстроподобным, чем в других частях серии.
И это почти работает. Но разработчики не смогли совместить эти хорошие задумки с геймплеем в свои ограниченные сроки разработки. Поэтому Загадочник всё равно везде растыкал эти свои данные, которые Бэтмен собирает, правда загадок он нигде не оставлял. Просто потому, что механически он в других играх выполняет роль основной завязки для предметов коллекционирования и им явно нужно было использовать уже существующие системы. Да, тут добавлен намного более подходящий персонажу момент с отключением серверов, но её было бы сложнее растянуть настолько, насколько можно растянуть сбор зелёных фигнюшек. А у каждого из злодеев-боссов есть какая-то фишка, но все они на практике реализованы ужасно. Да и момент, когда мир из “нормального” превращается в тот, который более знаком по другим играм серии тут никогда толком не случается, хотя сюжетно это явно было задумано.
Именно в этом и кроются главные проблемы игры, и её замечательного DLC Cold, Cold Heart – она попросту никогда не “находит себя”. Впрочем, и технические проблемы из игры не пропали. Некоторые сегменты могут не сработать как надо, битвы могут некорректно отработать, в нескольких картах можно совершенно случайно вылететь за границы уровня, а камера порой начинает беситься во время драк. Звук в пререндерных заставках часто ломается и пропадает. Даже вступительные логотипы при запуске игры страдают от этой проблемы. Но, что особенно безумно, только в основной однопользовательской части игры, тогда как в многопользовательском режиме они работают корректно. И да, в игре был многопользовательский режим, ведь WB хотели выжать из проекта все соки. И его, конечно же, через пару лет полностью прикрыли. Поэтому если вы будете запускать его на ПК, то выйти из него без Alt+F4 вы не сможете, потому что игра не может зайти в главное меню из-за ошибки подключения.
Система улучшений навыков в игре тоже кошмарная. Её зачем-то сделали полностью линейной, в отличии от других игр серии. А значит, что вам часто необходимо купить что-то ненужное, просто чтобы наконец иметь возможность купить что-то интересное. Тогда как система специальных “challenge” задач также работает совершенно линейно, а значит если вы 15 раз сделали что-то крутое, что необходимо для какой-то задачи, но до того как задача стала активной, то это всё не считается. Это настолько глупо сделано, что задачи по стелсу вы скорее всего выполнить за одно прохождение попросту не сможете – несколько задач требуют наличия определённых условий на стелс картах, которые за всю игру встречаются раза 3. То есть, если вы упустили самый первый такой шанс, скорее всего вы уже все задачи просто не успеете выполнить.
Но не могу не заметить, что игра, особенно на ПК, до сих пор выглядит невероятно красиво. На момент выхода в ней было много свежих эффектов, которые посредственно работали на железе того времени. Но сегодня, особенно если у вас есть современная мощная видеокарта от nVidia, включайте всё на максимум и наслаждайтесь красивой картинкой. И саундтрек тут, кстати, тоже получился неплохой, после достаточно скучного из Arkham City. Во многом из-за традиционных рождественских музыкальных элементов в музыкальных темах.
Я бы очень-очень хотел спокойно рекомендовать пройти Batman: Arkham Origins, потому что лично мне игра нравится больше, чем Arkham City. Но в то же время, игра мне нравится “не смотря”. И этих “не смотря” очень много. Ведь и повествование тут хуже, и система улучшений ужасна, меню кошмарно продуманы, проблем во время боёв тут даже больше, чем в City из-за новых типов противников, а боссы зачастую попросту бесят… Но в то же время, её настроение и основные акценты мне нравятся намного больше. Как и то, что игра почти полностью пытается отказаться от остатков метроидвания элементов и стать честным открытым миром, что механикам начатым в City подходит намного лучше. И мне очень понравилось, что это намного больше игра про Бэтмена, который просто борется с преступностью. Но мне кажется, что большинству людей этого может быть недостаточно, чтобы забыть про кучи недостатков. Если вас эти идеи тоже сильно заинтересовали, то возможно вам тоже очень понравится играть.