F.E.A.R. 2 вышла 11 лет назад, и в целом мои впечатления об игре были смешанными. В ней было полно сомнительных изменений по сравнению с первой частью, а некоторые элементы стали банально хуже, что тогда меня разочаровало. И мне было интересно посмотреть на игру свежим взглядом. Серия уже давно мертва, а Monolith Productions, которых любили за отличные FPS, давно их не выпускали. Видимо, время сглаживает морщины, потому что теперь F.E.A.R. 2: Project Origin понравился мне намного больше.
Первый F.E.A.R. (First Encounter Assault Recon) был далеко не первой FPS с хоррор тематикой, или даже первой FPS где сам этот хоррор был очень важным элементом, но во многих других деталях игра действительно была новатором. В игре со всех щелей читалось влияние Akira, The Ring, фильмов Джона Ву, геймплейно игра получалась только зарождающимся “военным шутером” (жанр заполонит рынок только через пару лет) и результатом получалось что-то очень прикольное. Да, уровни были весьма однообразными, как и противники, а очень минималистичные индустриальные локации не всем были интересны. Ну и конечно же Альма была просто калькой с Садако/Самары из Звонка, как визуально, так и по многим элементам истории. Но игра всё равно была отличным FPS с очень впечатляющим ИИ (точнее, таким который до сих пор воспринимается впечатляющим) и многими задумками, которые в играх появились впервые. Собственно, любимый приём всех игр с хоррор тематикой от первого лица, где вы видите одно, оборачиваетесь и видите совсем другое/оказываетесь в другой локации начало появляться в играх именно с легкой руки F.E.A.R. и его (посредственных) дополнений. Ах да, ну и ещё игра на момент релиза была самой технологически навороченной игрой, которая во многих деталях обгоняла тяжеловесов предыдущего года в лице Doom 3 и Half-Life 2.
С такой первой частью ожидания от Project Origin были очень высокими. Кстати, да, нужно упомянуть что изначально игра именно так и называлась, так как права на “F.E.A.R.” остались у издателей и Monolith делали игру пытаясь использовать как можно меньше прямых упоминаний первой части и персонажей оттуда по юридическим причинам. Что, конечно же, повлияло на выпущенный продукт. Например – играть в первую часть, чтобы понять этот сиквел совсем не нужно. Несколько событий и кусков диалога в игре получат нужный контекст, но помимо этого, игра рассказывает свою историю и объясняет все элементы предыстории, которые нужны. Что с одной стороны очень прикольно, но с другой частично становится причиной одной важной проблемы.
В первой часть роль действительно запоминающегося злодея в игре выполнял Пакстон Феттел, тогда как другие персонажи не были ограничены только “типичными солдатами”. И на этих персонажах был построен весь нарратив игры. В Project Origin почти совсем свежий набор персонажей и все они, включая даже Альму, невероятно плоские. Это набор совершенно типичных клише, а сюжет в игре просто как-то сам по себе случается на фоне. И единственным броским элементом истории получается немножечко скандальная концовка, которая, честно говоря, не кажется “заслуженной” в таком сюжете. Ах да, а потом ещё и вышло сюжетное DLC Reborn, в котором сюжет вообще можно описать тремя словами и лучше услышать эти слова, чем играть в само DLC (оно очень фиговое).
Так что, в плане сюжета тут очень плохо, как и с атмосферой – игра получилась какой-то до мультяшности красочной, что с тематикой и настроением истории как-то совсем не вяжется. Но в чем игра выигрывает, так это в геймплее. Тут намного более насыщенные и увлекательные ситуации, противники разнообразней, оружие в целом немного слабее, но всё равно хорошо, а использование замедления времени всё так же увлекательно, как и наблюдение за том как всё вокруг взрывается и разлетается на кусочки. Плюс, тут сегменты “типичного военного шутера” и “страшные” куски смешаны намного лучше, визуально игра намного “современней” рассказывает историю, переходы между реальным и нереальным очень классно реализованы и по многим таким деталям игра до сих пор выглядит очень стильно.
Нужно, правда, упомянуть, что игру очень явно разрабатывали с расчетом под консоли, в отличии от оригинала. Тут на каждом шагу можно заметить типичные проблемы консольных шутеров конца 00-ых, постоянно выскакивают туториалы, огромные “нажми кнопку” иконки и даже есть самые обыкновенные QTE. Что ещё более обидно, так это то, что игра хуже поддерживает ПК периферию – например в оригинале спокойно можно было назначать дополнительные кнопки мыши (помимо обычных трёх), а в сиквеле нельзя. Впечатление сегодня это портит намного меньше, чем в 2009-ом (потому что “время было такое”), но это всё равно обидно, ведь оригинал таких проблем избежал. Ах да, и ещё нужно упомянуть, что пока музыка старается акцентировать более фоновые стрёмные звуки она всё еще хороша, но как только начинаются всякие “эпичные сцены”, она совсем смешная.
Если вы каким-то образом пропустили серию F.E.A.R., я бы всё равно посоветовал начать с первой части (пропускайте дополнения), но и в Project Origin поиграть стоит. Игра удивительно хорошо состарилась, не смотря на устаревшие консольные элементы, и играть в неё очень весело. Собственно, я даже не удивлюсь, если некоторым эта часть понравится даже больше первой.
А ты такой чисто pc-геймер?) Просто не видел у тебя ни одного обзора на какие-нибудь консольные эксклюзивы.
Нет, но по большей части да. Подавляющее большинство игр, которые мне интересны есть на ПК и зачастую в лучшей доступной версии. Плюс играть+делать скриншоты+иметь возможность записывать видео с ПК тоже удобнее всего. Например, когда я писал про Samus Returns я намучился с возможностью сделать скриншоты, а с Other M просто плюнул и не использовал скриншотов совсем.