Наконец Ys IX: Monstrum Nox доступна по всему миру и на ПК. Я прохожу все части Ys с тех пор, как впервые прошел Ys Origin семь лет назад, ведь даже более слабые части серии всё равно выходят увлекательными. Ну а предыдущая часть серии, Ys VIII: Lacrimosa of DANA, получилась одной из лучших action RPG в которые мне доводилось играть, даже не смотря на то, что ПК порт этой игры был не очень.
Впрочем, от Monstrum Nox я не ждал многого – анонс-трейлер игры выглядел так, словно игра будет переполнена огромными, но пустыми локациями. И я просто боялся, что увлекательный hack and slash и исследование локаций попросту потеряются в попытке сделать всё большим. К счастью, я был по большей части не прав.
Если вы еще не знакомы с серией, Ys – action RPG игры от Nihon Falcom, в каждой из которых вы отправляетесь в приключение на локации, основанной на мифологии. Серию очень любят за быстрый насыщенный экшен, приятных персонажей и красивые запоминающиеся локации. И также серия известна по своим различным “фазам”, когда каждые несколько частей серия меняет свои основные геймплейные механики, несколько последующих игр следуют этой формуле и развивают идею дальше, а потом случается очередная перемена и геймплей меняется снова. Ys IX продолжает формулу из Lacrimosa of DANA, которая сама по себе была развитием идей из Ys Seven, только с переходом в полностью трехмерную камеру от изометрии.
Поэтому, основные идеи и механики в этой части такие же как и в прошлой. Вы обычно играете партией из трех человек и можете переключать управляемого персонажа на ходу (пока ИИ управляет остальными). Количество доступных персонажей со временем растёт и их можно в любой момент брать или выкидывать из партии. И у каждого из персонажей в партии есть принадлежность к одному из трех типов урона (стандартные для многих RPG режущее/дробящее/колющее), тогда как противники могут иметь слабость или защиту от одного из этих типов урона. Также каждый персонаж совершенно по-своему дерётся и обладает своим набором специальных навыков и одним особенно сильным приёмом. Никуда не делась и возможность выполнять идеальный блок и идеальный уход от удара, которые на время делают ваш урон сильнее или замедляют время соответствующе.
Большой переменой в Monsturm Nox, которая сильно меняет всю игру в целом, является присутствие специальных навыков, которые добавляются команде с каждым новым напарником. Вы можете хвататься за предметы и противников издалека, бегать вверх по стенам, лететь по воздуху… И все эти способности отражены в дизайне игры – уровни громадные, как вертикально, так и горизонтально. Что в лучшие моменты означает, что искать секреты или хитро сражаться с противниками с этим дизайном уровней интересней. Сами способности куда более ограничены, чем кажутся по описанию, но всё равно сами по себе они интересны.
Проблема в том, как из-за этого сменился фокус игры. С одной стороны даже интересно, что основной локацией всей игры остаётся огромный город, который вы по кусочкам исследуете и каждый раз когда видите издалека не устаёте поражаться его размерам. Но исследование обычно ограничено не отсутствием способностей, а волшебными сюжетными барьерами, что со временем начинает надоедать. Тем более, когда вы наконец получаете возможность исследовать весь этот гигантский город, и вдруг выясняете, что основная история до сих пор не сильно сдвинулась с места. И всю вторую половину игры вы просто бегаете по городу, который уже не нужно исследовать, выполняя одни и те же действия каждую главу. Ну а все остальные локации в игре вообще не запоминаются и обычно их можно полностью пройти с первого раза и больше в них не возвращаться. Не смотря на то, что каждая из них обычно очень большая.
К сожалению, однообразие переливается и в геймплей. До самых последних моментов игры я выполнял самые продвинутые манёвры в битвах просто потому, что они мне нравятся, а не потому что это где-то было выгодно, и лечебные снадобья почти никогда не использовал. Даже разные типы урона обычно можно было смело игнорировать. Не то, чтобы я сильно жаловался насчет этого, ведь мне эти типы урона изначально не сильно нравятся, но из экшена словно убрали весь нюанс и он стал просто хорошим, но однообразным. Возможно, если бы я играл на Hard, было бы немного иначе (сама игра рекомендует эту сложность тем, кто раньше играл в серию), но мне кажется что это не отменило бы однообразия и того, насколько часто из-за громадных уровней получаются проседания в экшене, где вы просто бегаете по большой карте.
История вышла неплохой и некоторые из персонажей получились хорошими. Даже не смотря на то, что Ys обычно не может похвастаться увлекательными персонажами, и скорее использует узнаваемые архетипы, мне всё равно понравились эти люди и локации. Хоть и тоже не так, как это было в Ys VIII. Не было и ощущения приключения, так как это было в прошлой части. Плохую музыку Nihon Falcom, похоже, делать не умеют, но тут саундтрек получился просто хороший. Ну и ПК порт в этот раз вышел отличный.
В целом, Ys IX: Monstrum Nox – это хорошая часть серии. Просто не настолько отличная, как лучшие представители. Надеюсь, что в следующий раз разработчики либо разберутся, как с такими размерами уровней делать геймплей настолько же хорошим как раньше, либо вернутся к более компактным уровням. Ну и было бы неплохо уже увидеть следующую “фазу” серии. Если раньше вы в Ys не играли, и быстрые action RPG с приключенческими элементами вас привлекают – обязательно сыграйте. Но если вы уже большой фанат серии, который пока не решил покупать игру или нет – берите, просто не ожидайте, что она окажется одной из лучших.