О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Влияние серии Penumbra на другие игры часто забывают из-за успешности следующих проектов Frictional Games. Технодемка Penumbra 2006-го не была первой игрой с хоррор тематикой от первого лица. Не была первой про стелс и загадки, а не экшен. Даже не была первой игрой от первого лица с физически интерактивными предметами, всё-таки такое пробовали еще давно в Trespasser (который Jurassic Park). Но именно эта демка стала шаблоном для всех хоррор игр от первого лица, которые выходят до сих пор.
Мои воспоминания об этой серии были очень теплыми, поэтому возвращаться к серии было немного страшно. И волновался я не зря.
Все игры серии построены вокруг определенных идей и механик. Это приключенческий стелс от первого лица с хоррор сюжетом и огромным акцентом на манипуляцию предметами в мире. Открывать и закрывать двери, дергать за ручки шкафчиков, носить коробки, “крутить вентиль” нужно движениями мышки. И до технодемки Penumbra я такого в играх лично никогда не встречал. В игре есть инвентарь со слотами быстрого доступа. Умирать можно от противников и от каких-то других опасностей, а сохранения происходят как автоматически, так и на точках сохранения. Также все игры изначально делались под мониторы с разрешением 4:3 и хоть широкоэкранные высокие разрешения они поддерживают (нужно редактировать ini файлы чтобы ставить выше чем 1080p), все двумерные элементы и интерфейс будут растянутыми. Но вообще, игры до сих пор неплохо звучат, с приятным, пускай и простеньким, саундтреком. Хоть моим любимым треком так и осталась заглавная тема из той самой технодемки (её в Overture используют в титрах в новой аранжировке).
Ну и сюжет тут проходит через все части. Вы управляете парнем по имени Филипп, которому пришло загадочное письмо от мертвого отца, после чего он провел исследование в результате которого оказался посреди Гренландии. Он нашел странный заброшенный бункер и с этого начались его злоключения. С таким сюжетом, игра эффектно использует классные заброшенные индустриальные локации, которые на самом деле не совсем заброшенные. Других персонажей в игре встретить обычно не получается из-за крайне низкого бюджета проектов, но игры отлично выкручиваются исключительно на голосовой связи с персонажами.
Перепроходить Penumbra: Overture (Episode One, как игру изначально также называли) было особенно странно. С одной стороны, это, пожалуй, до сих пор самый экспериментальный проект Frictional Games. Тут они очень сильно акцентировали взаимодействие с предметами (что сегодня работает весьма ужасно) и некоторые предметы, которыми можно было махать, наносили противникам урон. Поэтому, в отличии от вообще всех последующих проектов, тут была боевая система и возможность защищаться. Впрочем, даже если не отбиваться, противников также можно было заманивать в ловушки, где их можно было убить или забаррикадировать. И локации тут были особенно разнообразными. Ну и из-за того, что это был только “первый эпизод” истории, сама история получалась действительно интригующая и стрёмная. А взаимодействия с артефактами сохранения часто давало странные побочные истории, “взгляд в другую жизнь”, что ещё больше нагнетало атмосферу. Ну и Ред, странный голос по радио, получился действительно интересным партнёром в приключении.
Но тут также было несколько ужаснейших кусков где нужно от чего-то убегать, некоторые загадки вообще отвратительны (из-за того как неудобно манипулировать предметами), а возможность отбиваться от противников немного ломала систему. Да, просто так к ним не подбежишь и не ударишь, но их очень легко заманить в какой-то кусок карты, где они ничего не могут сделать, а вы можете их бить. И через пару минут у вас полностью отпадает нужда в стелсе. Впрочем, лично для меня это всё еще самая интересная часть серии, как механически, так и в плане сюжета и настроения.
Penumbra: Black Plague была другой. Основы тут те же, но некоторые вещи уже начали меняться в том направлении, в котором Frictional пошли дальше – огромный акцент на повествование. Что стало и лучшим, и худшим элементом игры. В плане приёмов повествования в Black Plague до сих пор полно отличных моментов, которые заставляют игрока засомневаться в самих себе. И тут намного больше персонажей, монологов и истории. Загадки тут также в целом лучше, а сложность стала более “честной”. Защищаться стало совсем невозможно, а противников сделали более человекоподобными, что в итоге стали повторять и в последующих играх студии.
И по моим воспоминаниям, игра была намного сильнее первой части. Но после нынешнего прохождения игра мне понравилась ощутимо меньше. Тут и темп игры и загадок был посредственный – они были менее корявыми, но зачастую просто нудными. И история к концу получилась ну совсем идиотской. Диалоги (скорее монологи) тут порой словно написаны 13-летним мальчиком. И когда вся история серии раскрывается, то она оказывается невероятно примитивной и портящей впечатление. Впрочем, игра всё равно не получилась плохой и тут есть очень запоминающиеся моменты.
Ну а Penumbra: Requiem просто невнятный проект. По задумке, это дополнение ко второй части, которое также работает как эпилог. Наверное. По факту, это скорее набор очень скучных уровней про загадки, в котором сюжет как бы присутствует, но только для галочки. И заканчивается игра, в принципе, также как и началась (где закончилась вторая часть), вне зависимости от концовки. Это абсолютно лишний проект, с убогим сценарием (когда ему есть что сказать), ужасным геймплеем и непонятно зачем добавленным куском уровня, который пародирует оригинальный Donkey Kong. Включая даже музыку из игры. Играть в эту часть совсем не стоит.
Как оказалось, серия Penumbra прошла через испытание временем не самым лучшим способом. 13 лет назад это было открытием и серия до сих пор остаётся влиятельной, но и проекты Frictional Games и игры с хоррор тематикой на сегодня настолько далеко ушли вперёд, что эти игры воспринимаются исключительно как наброски того, что будет дальше (и что у нас уже есть). Overture и Black Plague стоит переиграть, если вам, как и мне, нравится находить в играх интересные задумки, даже если проект в целом не самый лучший. Но вообще, многим в эти игры будет не очень интересно играть.
Когда-то давно добавил себе в Steam-библиотеку Penumbra: Necrologue, сделанную фанатами с прицелом на любителей оригинальной серии. Ибо отзывы и ревью были положительными. Но так и не нашёл времени сыграть…
По факту, это серия игр, а не только одна. Они… не самые плохие. Там есть прикольные элементы, но сценарий и актеры озвучки не очень. Но любопытно смотреть на Penumbra на движке Amnesia: TDD :)