О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Final Fantasy IV не была моей первой частью Final Fantasy, но это единственная игра серии, которую я проходил больше двух раз. Собственно, это прохождение Pixel Remaster версии стало… четвёртым, вроде бы. Я проходил первую международную “Final Fantasy II” версию, неофициальный перевод японского оригинала, версию игры из Final Fantasy Chronicles для PS1 и Final Fantasy IV Advance на GBA. Я даже пробовал пройти 3D римейк игры для DS, но он мне ужасно не понравился стилем и переменами. Поэтому я был очень рад новому Pixel Remaster изданию, которое казалось самой лучшей версией игры. В принципе, именно такой она и получилась.
Final Fantasy IV кажется первой частью серии, в которой всё наконец сложилось как надо. Я до сих пор считаю эту часть квинтэссенцией всей серии Final Fantasy и идеальной первой игрой для тех, кто с серией не знаком. Тут большой акцент на историю и персонажей, которые подаются настолько “кинематографично”, насколько до этого это было невозможно. Тут упрощены все сложные системы, которые накопились в серии на тот момент, но в лучшем понимании этого слова, в результате чего вы можете наслаждаться увлекательным приключением и даже не замечать, сколько хитрых систем вы используете. И даже саундтрек, который в любой части Final Fantasy хороший, тут получился особенно запоминающимся и офигенным.
Конечно же, упрощения систем можно также раскритиковать. Составом партии вы вообще не управляете, как и их классами и навыками. У каждого персонажа свой класс (который соответствует “работе” из предыдущих игр), а все навыки открываются по ходу прокачки персонажа. Только одно подземелье тут со своей хитрой механикой, и даже оно достаточно незамысловатое. Тактически думать в каждой битве тут не нужно и понимание заклинаний и навыков становится полезным только в стычках с боссами. Большую часть времени все могут просто атаковать. Партия в Final Fantasy IV самая большая из всех пронумерованных игр серии – тут целых пять доступных персонажей, а значит у вас намного больше контроля над тем как проходит битва и быстро отреагировать на какие-то критические ситуации намного проще. Меня такая “простота” совершенно не смущает просто потому, что Final Fantasy IV – в первую очередь увлекательное сюжетное приключение, и только во вторую это jRPG. Поэтому тот факт, что в Pixel Remaster игру сделали местами ещё проще меня как-то не расстроило.
Нужно, в принципе, упомянуть, что история тут не сильно глубокая или сложная. А некоторые из идей и поворотов тут прямиком заимствованы из предыдущих частей, включая некоторые прямые отсылки к Final Fantasy II. Сюжет тут скорее как подростковая приключенческая история, которая просто очень хорошо и увлекательно подана. Что, собственно, и является нормой для серии, так как сложные персонажи и сюжеты в FF – скорее исключение. Ну и по сравнению с предыдущей игрой размах кажется намного меньше, но как я и говорил про III – она особенно большая по размаху до сих пор.
Есть и элементы игры, которые никогда не были особенно хорошими, и с Pixel Remaster версией лучше не стали. Последнее подземелье, например, до сих пор надоедливое, хоть тут и оставили дополнительные комнаты сохранения из предыдущих частей. Если вы хотите сделать всё возможное в игре, то будете рады услышать, что предмет “Siren” как и в нескольких предыдущих версиях игры тут можно купить (в оригинале его можно было только украсть и только в одной локации). Да и шанс выпадения очень редких предметов тут повысили. Плюс, с возможностью сделать сохранение в любой момент теперь намного проще пытаться эти предметы гриндить даже если у вас ограниченное количество этих сирен. Впрочем, этот гринд для получения вообще всего всё-таки не исчез, просто стал быстрее и короче.
С другой стороны, если вы не хотите сделать вообще всё, то гриндить вам не нужно совсем (ну, может разве что в парочке локаций, если вам станет слишком сложно), а значит приключение может пройти для вас на одном дыхании. Уровни персонажи получают быстрее и это только радует. Как и тот факт, что все странные дополнения из более поздних портов игры, вроде новых подземелий и всей той фигни с “The After Years” тут нет. Игра развивается абсолютно также как в японском оригинале на SNES но с обновлённым переводом (знаменитое “Spoony Bard” конечно же оставили). Возможно, кому-то нравились дополнения из тех портов и обновлённые механики, но мне они казались совершенно лишними и раздражающими.
Если я всё еще не дал ясно понять, Final Fantasy IV – одна из моих самых любимых частей серии. И версия Pixel Remaster – именно такой ремастер, который я хотел видеть. Игра остаётся одним из лучших вариантов для первого знакомства с серией и ремастер сделает знакомство ещё приятней. Даже новые аранжировки музыки настолько хорошо следуют оригиналам, что у меня не возникало желания слушать оригинальный саундтрек (хоть всё равно обидно, что в этих ремастерах такой опции нет совсем). Я с огромным удовольствием прошёл FFIV в который раз и без сомнений рекомендую пройти Pixel Remaster версию этой игры.