О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Давненько я не проходил Batman: Arkham Asylum. Эта очень любопытная смесь beat ’em up, стелса, приключения в metroidvania-подобной карте с первого прохождения стала одной из моих самых любимых игр. И хоть продолжения мне тоже нравились, ни одно из них не радовало меня так, как оригинал. Поэтому я очень рад сообщить, что за 12 лет игра совершенно не испортилась.
Если с серией Batman: Arkham вы не знакомы, а с момента выхода последней части прошло уже 5 лет, то вкратце – это серия лицензированных игр по Бэтмену, история которых происходит в своей вселенной, а геймплей акцентирует стелс и экшен, порой вспоминая и то, что героя считают “лучшим детективом”. Стелс в играх часто замешан на грамотном использовании элементов локаций по которым можно перемещаться очень богатым набором навыков персонажа. А экшен является ритмичным beat ’em up с очень простым управлением. Похожие идеи уже реализовывались до этого в Assassin’s Creed – кнопку атаки нужно нажимать в ритм с нанесением ударов, чтобы наносить критический урон (после одного из улучшений), а парировать можно только контекстно, когда кто-то из противников начинает анимацию атаки и у них над головой появляется иконка. Также можно делать прыжки/перекаты, можно временно оглушать противников плащом и также в бою можно использовать некоторые из гаджетов Бэтмена. Дальше в серии акцент на огромный набор гаджетов и их использование в бою стал ещё сильнее, но в этой первой части выбор достаточно небольшой и большую часть времени вы бьёте людей кулаками и ногами. Ну а сама плавность драк во многом напоминала, то что ранее делали в Prince of Persia: Warrior Within, но на практике это получилось даже ещё более естественно выглядящим и простым для игрока.
Все события игры происходят на острове, который отрезан от Готэм-сити, и благодаря этому он работает как метроид-подобная карта, разделённая на несколько наземных зон и зданий. По сюжету вы получаете всё больше инструментов, с которыми вы открываете новые пути (и порой получаете новые возможности против врагов в бою или стелсе). А значит и возвращаться в старые локации всегда можно (а порой и нужно). История в игре удивительно хорошо рассказана и озвучена, хоть концовку критиковали ещё на момент релиза. Общий путь по сюжету тут продуман очень классно и почти бесшовно, не смотря на такую структуру карты. И если закрыть глаза на несколько казалось бы лишних обязательных возвращений в пару локаций, то проходится все на одном дыхании. Даже если собирать все необязательные загадки и предметы Загадочника (которые работают как мини-истории про вселенную игры), вас вряд ли будет сильно раздражать возвращение на уже пройденные локации. Ну а загадки, как и битвы и стелс, также дают очки опыта, которые дают прокачивать набор навыков в достаточно простеньком дереве (скорее линии).
Вообще, говорить про основы геймплея этой игры очень странно, ведь она повлияла на все последующие action adventure и огромное количество концепций из этой игры (или которые она сделала популярными) стали сегодня нормой. Но в отличии от своих же продолжений и многих других проектов, которые наследовали эти идеи, Arkham Asylum очень компактная и вылизанная игра. И вместо огромного набора “контента”, она старается быть увлекательной ёмкой игрой, которую вы с удовольствием пройдёте до конца и не заскучаете. И если вам понравилось, то пройдёте игру с самого начала снова, просто потому что в первый раз вам понравилось, а не потому что в игре есть какие-то надуманные причины чтобы растянуть игровое время.
Также стоит упомянуть, что хоть по современным стандартам некоторые из визуальных элементов игры состарились (например светофильтры для симуляции глобальной иллюминации), игра всё равно выглядит очень хорошо благодаря своему визуальному дизайну и анимациям. ну и саундтрек тут хоть и не такой, который вне игры я люблю слушать, но внутри игры настолько хорошо работает и сразу же запоминается.
ПК версии игры на сегодня хороша, но не без своих проблем. В отличие от первого релиза игры, который был скован отвратительной системой GFWL от Microsoft, нынешняя GOTY версия игры без проблем запускается на современных системах и выглядит очень хорошо. Особенно если включить PhysX эффекты, которые требуют аппаратного ускорения. Правда только реализованы они были на достаточно старом SDK и на системах без nVidia видеокарты работать будут очень плохо, если их включить. Плюс, в некоторых местах они сделаны чисто как показуха и даже на моей очень неслабой системе в одной сцене игра превратилась в слайдшоу из-за количества физических партиклей, которые собрались в сингулярность. Было бы неплохо увидеть ремастер игры, который бы такое исправил. Как и зависимость от старых пререндерных заставок, которые тут очень низкого разрешения. Впрочем, прошлая попытка сделать ремастер с коллекцией Return to Arkham для консолей уходящего поколения была достаточно посредственной и игры с ней до сих пор не очень хорошо работают.
Стоит ли играть в Batman: Arkham Asylum сегодня? Бесспорно. Если вы не играли в серию раньше и вам не нужен огромный открытый мир для удовольствия, обязательно поиграйте в первую часть. Либо в ПК версию, если вы хотите игру в более “изначально задуманном виде”, либо в версию Return to Arkham, если у вас нет ПК для игр и вас не будет смущать, что освещение и эффекты выглядят не так, как они изначально задумывались. Ну а если вы проходили игру раньше, возможно самое время перепройти. Игра удивительно хорошо играется даже сегодня, даже не смотря на отсутствие улучшений, которые пришли с продолжениями. Я с огромной радостью прошел игру снова и уверен, что повторю это в будущем.