Всего за 4 года моё отношение к серии Ys поменялось от “что это вообще?” к “одна из моих самых любимых серий”. Но не все игры этой серии action RPG от Nihon Falcom мне понравились одинаково сильно, пускай я и рад, что серия наконец набирает популярность за пределами Японии. Например, Origin и сюжетная арка приквелом к которой она является (в I & II) была моей любимой игрой серии – идеальная версия игровых механик серии середины 00-ых, запоминающиеся персонажи и интересная история, и достаточно краткое но емкое время игры. И мне не сильно понравились нововведения в механиках, которые произошли в Ys Seven, нововведения, которые используются и в восьмой части (и в IV, которую я ещё не проходил, но которая выйдет скоро на ПК).
Некоторые из моих страхов не были зря. Но тем не менее, Ys VIII: Lacrimosa of DANA теперь стала моей любимой частью серии Ys. И плюс к этому, одной из самых лучших action RPG в которые мне доводилось играть, как в плане механик, так и в плане сюжета.
Этот абзац читать не обязательно, чтобы с удовольствием поиграть в Ys VIII, но упоминание IV могло вас немного смутить. Поэтому я постараюсь кратко и понятно изложить историю выходов серии Ys и хронологический порядок частей на сегодня, потому что это немного запутанная штука. Так вот, Ys 1-5 выходили до середины 90-ых на 8- и 16-битных системах, а у четвертой части было две совершенно разные версии игры от двух совершенно разных разработчиков с двумя разными историями, потому что Falcom решили поэкспериментировать. После этого была небольшая пауза и разработчики вернулись к серии в середине 00-ых с VI частью, которая стала шаблоном для последующих игр этого периода, в которые входил римейк третьей части (теперь под названием The Oath in Felghana) и приквел ко всей серии – Origin. К концу 00-ых разработчики решили обновить игровые механики и сделали это в Ys Seven, после чего использовали новый шаблон в ещё одном римейке (IV: Memories of Celceta, который стал каноничной четвертой частью серии) и, наконец, в игре о которой я пишу – Ys VIII: Lacrimosa of DANA. Поэтому, на сегодня только V часть остаётся не только без современного римейка, но и даже без официальной английской версии, не смотря на то, что у неё уже был один римейк на PS2, вышедший после VI, но не использующий её шаблон. Что делает ситуацию ещё более запутанной – история в играх хронологически не соответствует номеру части. На сегодня, сюжетная линия хронологически выстраивается так: Origin, I, II, IV, III (Felghana), V, VIII, VI, Seven. Так что, хоть как я и сказал выше – знать всё это совсем не обязательно, как и играть в другие части. Но без них, и без “правильной хронологии” вы упускаете некоторые отсылки и не узнаете некоторых повторяющихся персонажей. Например, эта игра начинается с лучшим мечом из V части. Которую никогда не локализировали, поэтому даже мне пришлось искать уточнения в интернете… В любом случае, это всё не так важно.
Как и в остальных играх серии (за исключением Origin, где события происходят за столетия до основной серии), вы играете в роли Адола Кристина – молодого самопровозглашенного “приключенца”, который путешествует по миру, основанному на реальной истории период эпохи великих географических открытий, но с вкраплениями легенд и мифов. Поэтому, каждая игра, за исключением Origin, I и II, является самостоятельной историей, в целом отдельной от событий других историй, и повествует о событиях в какой-то легендарной точке Земли. Даже само название серии, и фокус её первых частей, основан на древней бретонской легенде про исчезнувший город (также известный как Кер-Ис), просто с примесью приключений и аниме. И каждая последующая игра воспринимается как возвращение к знакомым персонажам в знакомый мир, но в новых приключениях. Так, словно вы читаете серию приключенческих книг или что-то вроде рассказов про Ведьмака.
Плюс, история в серии после вступительных игр никогда не была сильно важной… До этой части. К моему огромному удивлению, в Ys VIII действительно талантливо написанная приключенческая история с запоминающимися интересными персонажами, неожиданными поворотами и хорошим повествованием, с которым легко втянутся не только в основную историю, но и в разные мини-повести, которые случаются с отдельными NPC. Скорее всего, история работает настолько хорошо из-за завязки – кораблекрушение и попытка выжить на необитаемом острове, полном загадок. Благодаря этой завязке, игре получается дать возможность каждому персонажу нормально раскрыться через попытки игрока создать нормальное маленькое общество на острове, которое помогает друг другу и пытается покинуть остров. Всякие мелочи и побочные квесты больше раскрывают персонажей и обычно оставляют последствия на характеры, внешний вид NPC и разных кусков поселения выживших. К моменту, когда должны начинаться титры, покидать это поселение и этих персонажей очень не хочется, настолько это всё начинает казаться “родным”. Ну и, конечно же, поскольку это Ys, все “обычные” события сопровождаются древними цивилизациями, легендами, динозаврами и даже небольшими искажениями пространства/времени, что особенно меня удивило своей достаточно сдержанной и грамотной подачей. Да, тут есть очень сомнительные по практичности костюмы, некоторые вещи становятся совсем анимешными, но я настолько сильно не затягивался в истории в action RPG с… наверное с Ведьмака 3, собственно. И хоть прямо сравнивать эти игры было бы глупо, я порой во время прохождения баловал себя мыслью, что если бы CD Projekt RED были японцами, их приключенческая action RPG скорее всего была бы весьма похожей на Ys VIII…
Но главным в жанре должен быть геймплей, верно? И шаблон из Ys Seven, который, как я упоминал, используется в этой игре, мне не очень понравился. Всё просто – в Ys VIII геймплей стал намного лучше. В нём, фактически, собрали лучшие идеи из прошлого шаблона (Felghana – Origin) и из нынешнего, и получили одну из самых увлекательных систем для боя и исследования которые я когда либо видел. Seven был медленноват и в нём нельзя было прыгать? Теперь всё очень быстрое и снова вертикальное. Платформинг в чистом виде почти не встречается, а когда встречается, он достаточно прост, но при этом тут снова можно вытворять классные трюки, используя боевые возможности для платформинга, чтобы получать доступ к некоторым кускам карты раньше, чем игра хочет, но при этом не запрещает это делать (это всегда было особенностью серии).А битвы теперь быстрее и увлекательней чем когда-либо. Помимо Flash Guards (идеального блока ударов) в игре также есть Flash Moves, которые работают как замедленные уворачивания из игр Platinum Games, когда уворачиваться в определённый момент атакти противника. Оба приёма можно комбинировать. И научиться делать все эти трюки желательно как можно раньше, так как игра тогда становится особенно увлекательной и сложной “как раз”, без нужды гринда уровней.
Собственно, в отличии от некоторых прошлых игр серии, гриндить тут вообще не нужно, если вы просто хотите пройти игру, а не стремитесь сделать вообще всё сразу. Правда, даже если вы стремитесь к этому, гринд ресурсов и прочих дополнительных вещей тут намного менее раздражающий, чем в Seven. Но делать всё сразу не обязательно – в игре есть отличная New Game + механика, с которой можно перенести фактически вообще всё (или вообще ничего, всё настраиваемо) в новую игру, включая возможность начать эту новую игру плюс на любом уровне сложности. Поэтому, при первом прохождении вы вполне можете просто сконцентрироваться только на основных и побочных квестах, делая то, что очевидно продвигает историю и мини-истории NPC, но не делать вообще всё, получать все улучшения или делать все охоты или рейды, и…
Ах да, кстати об этом. Хоть многие из них не обязательны для истории, рейды и охоты мне всё равно хочется немного покритиковать. Скорее всего из-за того, что игра изначально вышла на портативной системе, из-за чего играть можно было краткими сессиями, эти системы в игре достаточно часто встречаются, но мне показались немного надоедливыми. Фактически, это арены с волнами противников и необходимостью эти волны зачищать, чтобы защитить поселение выживших. Тут есть множество своих механик, включая апгрейды и влияние всех присутствющих NPC на ход битвы, так как они могут вам помогать пассивными или активными способностями и идея вообще прикольная. Но, возможно потому что Ys обычно весёлый когда есть движение в каком-то направлении, такие закрытые арены мне показались скучными. А поскольку я хотел сделать всё и не сразу сообразил про наличие новой игры плюс, я выполнил их все, что было нудно. Так что, если игра не требует от вас выполнения такого рейда или охоты, особо не заморачивайтесь. А почти все те, которые становятся доступны ближе к концу игры можно пропустить вообще без заморачивания – там никаких сюжетных открытий за их выполнение не будет.
К счастью, одно из нововведений в Seven – виды урона, – теперь органично вплетены в боевую систему. Вид урона всё ещё привязан к определённому персонажу, которых можно иметь до 3 в активной партии, и между ними можно переключаться на ходу. Это не настолько динамично и отзывчиво, как в обычной игре от Platinum Games, конечно, но Ys VIII всё равно воспринимается намного приятней в геймплее, чем Seven, и противники из-за разного типа урона реже раздражают, чем делают битвы интересней и разнообразней.
Ну и на один из главных элементов игры они почти не влияют – на битвы с боссами. Хоть наличие Flash move и Flash guard, плюс к общей повышенной мобильности персонажей и в целом более облегчённой логике некоторых механик, делает битвы с боссами в целом проще, чем в предыдущих частях серии, я считаю, что это скорее позитивная перемена. Благодаря ней, Ys VIII находит золотую середину сложности для Normal, где не нужно перекачивать персонажей, а достаточно просто научиться играть, не избегать всех противников на пути к боссу и в результате не удариться о внезапную стену сложности. А если вам нравилась сложность прошлых частей, вы просто можете выбрать более высокий уровень сложности – их тут полно.
Что меня удивило больше всего – Ys VIII занял у меня около 40 часов на прохождение. Это в два раза дольше чем Seven и около 3-4 раз больше, чем в предыдущих играх. Но не смотря на моё предпочтения более кратких игр, у меня не возникало ощущения, что игра попросту растягивала своё время без достойного содержания. Тут нет “просто филлера” и только некоторые опциональные локации не имели привязки к истории, и то, такие зато имели интересные загадки или битвы. Сразу же после прохождения игры я начал новую игру плюс и только после нескольких часов в ней наконец смог оторвать себя от игры, потому что я, всё таки, хочу и в другие игры поиграть. Мне нравились прошлые игры серии Ys, но ни одна из них не затягивала меня настолько сильно.
…пока я проходил её на ПК… Вы, наверное, могли встречать информацию о проблемах с локализацией и ПК портом, поэтому я не могу не затронуть этот вопрос. Локализацию на данный момент уже починили и она очень хорошая. Когда работает – ближе к концу игры мне попадались ситуации с опечатками или странным повторением текста, но патчи к игре всё ещё выходят. А ПК порт в целом к нынешнему состоянию… нормальный. По крайней мере для меня. Он всё ещё порой может вылететь и внутреннее разрешение игры, похоже, всё ещё неправильное, поскольку картинка порой была слишком уж зернистая и мыльная, но с визуальным стилем игры это не отвлекало. Но всё таки, у некоторых людей всё ещё встречаются более серьёзные проблемы, патчи всё ещё выходят и не смотря на перенос релиза на ПК на полгода, выход игры был непростительно сырым, особенно учитывая, насколько хорошими (пускай и не отличными) были предыдущие порты серии. Так что, знайте, что ПК версия может быть не лучшей версией для игры на данный момент, и может быть предпочтительней поиграть на PS4 или Vita.
Не смотря на такое количество текста, я чувствую, что могу ещё часами восхищённо говорить про Ys VIII. Это отличный пример action RPG с хорошей приключенческой историей, очень хорошим и увлекательным геймплеем и я очень рекомендую поиграть в эту игру. Я очень надеюсь, что эта игра наконец принесёт серии мировую известность, которую она давно заслуживает, и даже если вы не сильно заинтересованы в серии в целом, я бы всё равно советовал поиграть в Ys VIII: Lacrimosa of DANA.
P.S. Ах да, и хоть это в целом ожидаемо для игр Ys (или вообще любых игр от Falcom), что у них будет отличный саундтрек, в Ys VIII музыка особенно замечательная, возможно даже почти настолько же прекрасная, как в первых частях серии, когда музыку писал Yuzo Koshiro.