Серия Sniper Elite всегда была немножко странной. С одной стороны, в ней уникальный подход к стелс экшену, в котором мотивируется убийство противников с дальнего расстояния и через ловушки, а не на ближних расстояниях, как это часто бывает в стелсе. Более того, в серии всегда была настраиваемая сложность, которая позволяла играть как и в очень упрощённом режиме, так и учитывать сложные особенности баллистики, вроде расстояния и ветра. С другой стороны, серия всё время была очень “среднебюджетной” – она игралась и выглядела “достаточно хорошо”, но даже близко не подходила к стандартам больших AAA проектов. Все меняется со Sniper Elite 4.
Для начала, пару слов про Sniper Elite 3. Это попытка развить идеи из прошлых двух игр (вторая была, по факту, римейком первой) через более открытые карты, переделанный стелс и менее линейный дизайн прохождения. Что порой получается хорошо. Карты действительно больше, прохождение действительно менее линейно, а обновлённый стелс мотивирует чаще работать как снайпер, который постоянно меняет позиции… Но с другой стороны, карты получились скучными, ИИ постоянно тупит, но при этом часто просто знает где вы находитесь, а задачи в миссиях бывают нелогичными. Игра может дать возможность зачистить базу… как подготовку к нападению союзников, которые зачищают базу. В процессе которой, естественно, из воздуха появляется ещё больше противников, чтобы можно было делать больше пиу пиу. Ну или побочное задание может звучать вроде “убейте противника так, чтобы это выглядело как несчастный случай”, словно это Hitman, а не игра про войну. Есть сюжет, но настолько примитивный, что без него было бы лучше. И есть ужасные глюки, неудобное управление и не сохраняйтесь рядом с взрывоопасными предметами, иначе при загрузке вы можете просто сразу умереть. В целом, игра воспринимается как очень корявая попытка развить серию, с хорошими задумками, но очень посредственным результатом. Не ужасно, но играть не стоит.
Sniper Elite 4 воспринимается как та игра, к которой серия шла все эти годы. В ней остались некоторые малобюджетные элементы, некоторые шероховатости и глюки, но во время прохождения это всё как-то забывается. Стелс здесь развивает задумки из третьей части, поэтому он всё ещё про смену позиций, чтобы противники не могли определить откуда по ним стреляют. Если честно, я даже не уверен, насколько тут система поменялась после третьей части на самом деле, ведь главные перемены случились в UX для игрока. Теперь очень легко понять где вы, где противники, насколько вы видимы, насколько слышимы, где вас пытаются найти, тогда как в третье части было часто не совсем понятно что происходит и было ощущение, что игре просто что-то случалось без особых причин (впрочем, может так и было).
Другая отличная перемена это дизайн уровней. Карта для каждой из основных миссий (которых 8) огромна и полна побочных заданий и мест, где можно спрятаться и игроку и противникам. В прошлый играх, если вам становилось скучно на нормальной сложности, можно было, в принципе, плюнуть и просто пробегать уровни (включая выполнение побочных заданий) в достаточно быстром темпе. Здесь же, если вы хотите выполнить всё, ожидайте потратить по нескольку часов на каждую миссию, прямо как при первом прохождении миссий в Hitman. Обновлённый стелс тут тоже очень помогает, так как противники разных классов из разных кусков карты уровня будут немного по-разному реагировать на ваши действия, и это всегда создаёт интересные ситуации. Даже когда вас обнаружили и противники начинают открытую атаку, играть очень прикольно, особенно если вы были к этому готовы и приготовили ловушек. Конечно, эти системы всё равно достаточно примитивны по сравнению с более хитрыми симуляциями из, скажем, Metal Gear или Far Cry, и вариаций того, как могут развиваться события, не так и много. Но достаточно, чтобы было очень весело. Осталось надеяться, что со следующей частью этот элемент будет развит ещё лучше.
Есть и более мелкие улучшения, вроде более хорошей системы укрытий и большим количеством анимаций и действий для передвижения, но в целом они остаются самой слабой частью игры, так как всё ещё достаточно легко “застрять” или “прилипнуть” к укрытию и оказаться обнаруженным, или начать лезть на лестницу когда ты этого не хочешь. Совсем больших багов в игре я не замечал, но ИИ всё ещё бывает очень глупым и вытворять какие-то странные вещи, хоть и стал лучше.
DLC тоже оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, сюжетные миссии достаточно прикольные, с новыми картами, новыми классами противников. С другой, все эти паки оружия и подобного выглядят глупо. Я не менял ружьё и пистолет с начала игры и не пользовался ни одним из предметов из DLC, но легко понять, почему есть разочарованные от того, что, скажем, M1 Garand – DLC ружьё (пускай и не впервые в серии). К счастью, как и сами игры, DLC часто продаются по скидке, поэтому если вам захочется купить всё, должно выйти достаточно дешево.
Sniper Elite 4 не является лучшим стелс экшен проектом последних лет, и даже не обязательной покупкой для фанатов жанра, но всё таки это очень увлекательная игра которая хорошо показывает, что разработчики понимают, что они хотят делать с серией дальше. Это лучшая часть серии Sniper Elite и в неё стоит поиграть.