Время от времени я попадаю на такие проекты, которые самые консервативные из игроков предпочли бы называть “интерактивными историями“. И такие игры бывают самыми разнообразными. Paratopic – линейный интерактивный хоррор, в котором не получится особо исследовать локации, а после прохождения которого больше вопросов, чем ответов. И результат получился спорный.
Игра не скрывает своих кумиров – её делали под большим влиянием Thirty Flights of Loving от Blendo Games, игры, которая познакомила меня с идеей использования исключительно киношных приёмов для постановки сцен в играх. Тут резкие переходы между сценами, резкие смены локаций, история рассказана кусками и нелинейно, механики очень ограничены и используются ровно настолько, чтобы передать настроение проекта. Есть и другие игры, которые вспоминаются в сравнении, вроде “неигр” от Tales of Tales или же подобных экспериментальных narrative exploration проектов. Мне даже недавний Sanguine Sanctum (и другие проекты Modus Interactive) вспомнились, или же ранние эксперименты от David Szymanski (вроде The Music Machine, которая мне безумно понравилась) до того как он сделал намного более “традиционную” игру DUSK.
И когда у Paratopic всё сходится, то это очень затягивающий экспириенс с мрачной давящей атмосферой, очевидным влиянием Линча и Кроненберга и очень простым геймплеем. Играть в неё напряженно, немного неприятно (в хорошем смысле) и она кажется загадочной. Тут хорошая стилизация под трехмерную графику конца 90-ых, хорошая музыка (когда она играет), отличная работа со звуком. Сохранений в игре нет и её нужно пройти за один заход, который занимает минут 40, поэтому это вряд ли станет проблемой. Но проблемы в игре всё-таки есть, и главная в том, что игра всегда задаёт свой темп и никогда не даёт игроку его менять.
Что звучит нормально как для такого проекта – в том же Thirty Flights of Loving игра очень грамотно, с точностью до секунды выдавала нужные сцены с нужной скоростью. Но в Paratopic нет необходимой…. лаконичности, что ли. Здесь множество интересных деталей, которые заметны лучше при перепрохождениях, которые могут немного меняться в зависимости от того, как вы играете. Но если вы решитесь перепроходить, то сразу заметите насколько невероятно длинными и затянутыми получаются некоторые сцены. В них не происходит вообще ничего и нужно просто ждать пока они закончатся. Даже при первом прохождении некоторые из них кажутся слишком длинными, настолько что начинаешь задаваться вопросом “не сломалась ли игра”. И желание проходить игру снова все эти сцены просто убивают. Игра слишком не ценит время игроков и для многих это может стать большой проблемой.
Мне игра понравилась, но я получил её в бандле с другими играми и ничего особенного от неё не ждал. Возможно, если бы я не играл ранее в подобные проекты (многие из которых ещё и бесплатные), то игра бы меня восхитила намного больше. Но по факту, даже Thirty Flights of Loving был намного более грамотно собранным проектом. А он вышел 7 лет назад. Если вы подойдёте к игре с соответствующими ожиданиями или видите игру в бандле или на большой скидке, то определённо советую её посмотреть. В противном случае, рекомендовать эту игру мне очень сложно.