Многие любят инди игры за то, что в отличии от мейнстрим “это не продастся” разработки, разработчики инди игр любят возвращать старые концепции, жанры и стили игр. К сожалению, большинство инди разработчиков, кажется, кроме старых 8-битных игр на консолях Nintendo ничего не собираются возвращать. Но Almost Human Ltd., маленькая финская команда, которая явно фанатилась когда-то от данж кроул игр, являются приятным исключением. И я безумно рад, что разработчики не только выбрали интересный жанр для игры, но и сделали свою игру хорошо. Legend of Grimrock – прекрасен.
Это безумно простой по принципам и управлению данжн кроул. Минимальное (но функциональное) управление, простой (по принципам) и сложный (по требованиям навыков от игрока) геймплей, увлекательность исследования каждого квадрата, каждой стены в поисках спрятанных кнопок и более очевидных предметов. Понять, как играть в Legend of Grimrock – нечего делать. Понять, как искать секреты и решать загадки – легко. Понять, как работает каждый противник, ловушка или другой элемент подземелья – да только один раз покажите. Но из всех этих элементарных в понимании элементов складывается очень сложный и увлекательный геймплей.
Особенно хочется похвалить разработчиков за то, как они создали определенные нужды и слабости для управляемых персонажей, но ровно настолько, чтобы они добавляли шарма атмосфере, но не создавали неуютных сложностей. Так, персонажам нужно есть, факелы тухнут, “бутылочки” работают совсем не так, как многие привыкли после экшен РПГ, магия кастуется ручным набором нужных рун каждый раз. Но это все никогда не раздражает. Да, это искусственное ограничение. Это, как и хождение по квадратам, сделано только для создания четких правил игры. И явно можно было бы построить игру без всего этого и движок игры вполне бы мог это потянуть (игра выглядит отлично, кстати). Но тогда Legend of Grimrock был бы совершенно другой игрой. Так что, огромный мешок уважения, еды и факелов Almost Human Ltd., которые сделали ограничения так, что они делают игру только лучше.
Конечно, поругать игру тоже есть за что. Например, игра почти в самом конце откровенно подсказывает, что большие волшебные кристалы, которые есть хотя бы в одном экземпляре на почти всех уровнях, не только лечат персонажей, но и оживляют их. Факт, который может заставить игроков проходить игру избегая смертей совсем, что немного меняет подход к игре и ощущения от нее в целом. Плюс, ближе к самому концу в игре проскакивает несколько загадок и решений, которые раздражительно не очевидны, но обязательны для прохождения. Например, одна из последних загадок в игре подразумевает сбор нужных четырех частей и использование их на разных сторонах одной колонны. Из-за того, что части нужно тыкать в четко определенные места стороны колонны, а их предназначение (и, соответственно, место куда надо тыкать) абсолютно непонятно (а в одном случае и полностью нелогично), этот простой кусок игры раздражает намного больше, чем должен бы.
Но игра все равно остается мрачно и угрюмо прекрасной. Боевые танцы вокруг врагов, поиски секретов, неплохая завязка и неожиданный (и, если честно, смешной) поворот в конце – все эти вещи приятно запоминаются. И очень хотелось бы увидеть новых игр от этих разработчиков.
Хм, мне кажется, что подсказка в конце – это как раз они не зря. Как раз игра будет идти легче только со второго прохождения, но не требуя ОБЯЗАТЕЛЬНОГО прохождения для тех, кто в курсе – и это круто. Создает дополнительный кайф, как мне кажется.