Несколько лет назад мне довелось, абсолютно случайно, наткнуться на видеоигру, которая меня жутко заинтересовала. Игра называлась Rainy Woods и ее явно создавали под сильным влиянием Твин Пикс. Я абсолютно не намерен был такое пропускать и терпеливо ждал новостей о игре. А их не было, и через какое-то время она совсем исчезла с моего радара, время от времени всплывая в памяти. Поэтому, когда на Destructoid опубликовали видео из игры Deadly Premonition, я не сразу узнал в игре тот самый долгожданный проект. Игра казалась пародией на ту атмосферу, которая исходила из старых видео. А музыка… Но я был заинтригован и с нетерпением ждал обзора от Destructoid. И посреди низких оценок «больших сайтов», они внезапно поставили проекту идеальную оценку. Мотивация оценки была во многом в том, что игра «настолько плохая, что хорошая» и похожа на «божественно прекрасную катастрофу». Теперь, пройдя игру сам, я могу сказать, что они были неправы. В мотивации, не в оценке. На самом деле, игра «настолько отличная, что плохое забывается». И без всякого сарказма, я могу назвать ее заранее одной из самых лучших игр, которые мне доводилось проходить за всю жизнь. Но не все согласятся.
У многих людей будет хватать причин для несогласия. Управление некоторых может раздражать внезапным отходом к классическому Resident Evil, при стрельбе из-за плеча – нового RE. Графика в игре явно показывает время ее разработки и напоминает HD-версию какой-то PS2 игры года 2001-го, с текстурами вызывающими ностальгию по самому первому Silent Hill. Звук порой работает очень странно и некоторые куски диалогов внезапно очень тихие на фоне очень громкой музыки. Многих может даже раздражать боевая система. А некоторые QTE очень глупо продуманы. Но ставит ли это приговор игре? Во многих случаях, это могло бы быть приговором. Но только не в случае Deadly Premonition, которая умудряется покрыть все свои минусы плюсами. Покрыть с огромным запасом.
Спросите меня, как бы я описал игру вкратце, и я начну приблизительно так: «Представьте, если бы Девид Линч был японцем…». Пожалуй, эта фраза очень емко может описать всю игру. Берем стиль Линча из “Твин Пикс”, “Маллхолланд Драйв” с небольшой примесью “Шоссе в никуда” и кидаем в блендер. Туда же кидаем чистую атмосферу маленького американского городка в лесу. Присыпаем элементами классических триллеров. Потом маленькую горстку глупых фраз и канонов бюджетных боевиков и ужастиков. Сверху заливаем японского сумасшествия и самоиронии. И смешиваем. Вуаля – Deadly Premonition готов к принятию внутрь.
Нарушая свою привычку не писать о сюжете и персонажах, выделю этому следующий абзац. Итак, вы Френсис Йорк Морган – специальный агент ФБР-«профайлер» (составляющий психологический портрет убийц). У вас раздвоение личности и вы постоянно разговариваете с Заком. Помните Диану, которой посвящал все свои записи Агент Купер? А теперь представьте, что зритель и есть Диана. Есть ли вариант лучше связать игрока с происходящим на экране? Не знаю, но мне безумно понравилось быть второй личностью Йорка. Итак, Френсис Йорк Морган, который рассказывает об убийцах, которые мочатся в черепа убитых жертв за обедом, постоянно курит, разговаривает со второй личностью на глазах у всех, разгадывает убийства с помощью кофе, и крутость которого потоком льется с экрана. Во время езды по городу он обожает говорить о фильмах, о любимых в молодости панк-группах и о прошлых расследованиях. И совсем не умеет обращаться с девушками. В городе живет такой же отличный набор людей со странностями. Пожилая Сигурни, бегающая по городу с кастрюлей, которая постоянно остывает. Владелец магазина Кейт, который внешне и повадками остался в 50-х и обожает рокабилли. Его жена Лили и их дети – два стремных брата-близнеца, которые в ангельских костюмах также обитают в Красной Комнате. Старушка Поли – владелица громадного отеля, в котором живет сама, плохо слышит и любит вспоминать прошлое. Помощник шерифа Томас с гей-повадками, но талантом в кулинарии, который по ночам работает барменом в баре сестры. Его сестра Кэрол, которая каждый день поет в этом клубе, который тоже явно был создан под влиянием Твин Пикс. Могильщик Брайан с бледной кожей и синяками под глазами, который никогда не спит и очень странно разговаривает. Генри Стюарт, который фактически владеет городом и его окрестностями, постоянно ездит на инвалидной коляске в противогазе и разговаривает через своего слугу Майкла. А его слуга Майкл почти никогда не отходит от него и разговаривает исключительно стихами.
На нем и остановлюсь, ибо если вас еще это всё не подкупило, то дальше продолжать бесполезно. А сюжет в игре, честно признаю, один из самых грамотно продуманных, с приятно шокирующими поворотами. Я был очень приятно поражен честно построенной сюжетной линией, которая умудрялась меня удивлять. Без всяких грязных приемов, прошу заметить, все повороты грамотный игрок мог предугадать по разным деталям.
Я думаю, вы догадались, что я не зря так много внимания решил уделить городу и жителям. Дело в том, что Deadly Premonition не просто survival horror/action игра. На самом деле, привычный survival horror/action геймплей займет у человека, который хочет пройти в игре все, где-то 40% общего времени в игре. У Йорка, все его так называют, есть несколько характеристик. Помимо привычной полосы жизней, у него есть пульс, который увеличивается при задерживании дыхания (Тени «видят» только дышащих), беге, ближнем бою, когда он прячется и при автоприцеливании, и быстро восстанавливается когда он не делает вышеперечисленного. Еще, он должен есть и спать, бриться (борода растет в реальном времени) и менять одежду. Если не делать последнего, то через некоторое время вокруг персонажа начинают летать мухи (которые выглядят как пчелы -_-), и с вас снимаются деньги за порчу репутации ФБР. Если вам показалось, что все это сложно, не сильно забивайте голову. На самом деле вам всего лишь нужно таскать с собой поесть и попить (напитки уменьшают усталость), и в городе есть кафе, два бара и множество точек, где можно поспать. А если вы будете только следовать сюжету, то вы вообще не обратите внимания на эти детали. Разъезжая по городу на машине, которая ломается и у которой заканчивается бензин, вы можете брать у жителей, живущих по строгому графику, разные побочные задания, если такие доступны в главе, которую вы проходите. И если вам показалось, что вы случайно переключились на обзор другой игры, нет, это все еще про Deadly Premonition. Рай для любителя исследовать.
Но все же, о «японском сумасшествии». Если вышеописанные вещи еще как-то могут вклиниться в определенные странности того же Твин Пикс, то некоторые вещи я встречал только в творениях японцев. Некоторые музыкальные темы в игре порой вступают настолько не к месту, что в итоге идеально подходят к картинке. Некоторые фразочки портят всю атмосферу, которая нагнеталась перед этим. Один из боссов (а их всего три, и все в конце) во второй фазе превращается в смесь Бланки из Street Fighter с главным героем Dragonball, вместе с гигантскими светлыми светящимися волосами (over 9000!!). По всем картам раскиданы медальки-звездочки, которые добавляют «почет» нашему спецагенту, добавляя ему денег. Все предметы, разные «загадки» и звуковые подсказки используют чертовски глупые звуки. Игра напичкана юмором, который тоже не всегда к месту. Признаться честно, если бы оставалось только такое сумасшествие, игру могли бы воспринять куда лучше, чем это было с чистосердечной безбашенностью Bayonetta. Но тут каждой такой глупой детали есть полная серьезная и прекрасная противоположность. Deadly Premonition вызывал у меня такой спектр чистых эмоций, которые никогда не вызывали другие игры. От одной мысли об игре мне становится сейчас одновременно безумно смешно и грустно.
Потому, мне немного обидно наблюдать негативную реакцию огромного количества людей на проект. Некоторые отзывы вообще пахнут лицемерием. Странный японский юмор посреди MGS – гениальный Кодзима. Неудобное управление, странная графика и полное сумасшествие killer7 – гениальный suda51. Но стоило неизвестной группе разработчиков сделать Deadly Premonition, который продается в 2.5 раза дешевле вышеназванных проектов, как игру раскритиковали. Немного грустно, что такой гениальный проект вряд ли выйдет за пределы культовости. Этому способствует и странное решение выпустить игру эксклюзивом на Xbox360 только в США и эксклюзивом на PS3 только в Японии, полностью исключив Европу, где игру могли бы оценить выше. Даже сам факт выхода игры на Xbox360 немного странен – выпуск устаревшей графически игры на самой графически-фанатичной приставке, да еще и в США…
Пройдя игру полностью, я с грустью отложил диск. Мне будет сильно не хватать персонажей, города Greenvale, музыки (которую вряд ли выпустят саундтреком). У меня безумное желание получить возможность записать геймплей, отредактировать его немного и превратить игру в полноценный сериал на 8-10 эпизодов. Вступление с этой песни, и концовка с этой. Это было бы прекрасно. Но это вряд ли случится, как и хорошие продажи или популярность Deadly Premonition. Игра вышла не в то время, не в том месте. Ведь, честно признаю, действительно сильными ошибками были огрехи в управлении, двух QTE, заглюки звука в диалогах и количество жизней ползающей тени и финального босса. Все остальное я бы оставил как есть. Игре не нужно было красивой графики, крутых звуков (белки кричат как мартышки, к слову) и огромного бюджета, чтобы стать такой прекрасной. Это одна из лучших игр за всю историю их существования и мне будет сложно переживать с ней расставание.
Так сказал мистер Стюарт.
P.S. Несколько важных советов для каждого, кто хочет раздражаться меньше в игре. Во-первых, ни в коем случае не читайте надписи на коллекционных карточках до конца игры, некоторые спойлят сюжетные повороты. Во-вторых, почти все заставки, надписи «инвентарь заполнен» и взятие предметов пропускаются кнопкой start и только ей, к сожалению. В-третьих, все двери открываются по дефолту медленно, и регулировать скорость их открытия динамически нельзя. Чтобы открыть дверь быстро, нужно бежать во время нажатия действия. И, в-четвертых, если вы не заметили, кукла в переднем кармане. Кто дойдет, тот поймет.
P.P.S. Неплохо бы сделать хороший порт на ПК, да выпустить также дешево на steam…
Кейн, будете брать “хороший порт на ПК” и проходить еще раз? Стоит оно того?
Если бы уже можно было купить, уже бы купил. Так, пока в вишлисте и жду предзаказа или возможности покупки. Надеюсь, порт будет действительно хороший. Правда, некоторые элементы из Director’s Cut, насколько я знаю, добавили зря. Но такое.
Порт оказался плохим -_- http://klardendum.com/2016/09/vozvrashhayas-v-deadly-premonition-the-director-s-cut/