С самого выхода Aliens: Colonial Marines, я знал что она ужасна. Но в космосе никто не слышит, как любопытство убивает кота. И мне даже немного обидно, что 7 лет, патчей и многих пройденных игр спустя мне, в принципе, нечего добавить к тому, что про эту игру уже писали. И не то чтобы игра была “настолько плохая”, что про неё писать не хочется. Нет, игра просто настолько никакая, что про неё писать нечего. Но я всё равно попробую рассказать об игре хотя бы немного.
С чего, пожалуй, нужно начать в первую очередь, так это с того, что главной причиной, по которой Aliens: Colonial Marines нелестно вспоминают с её релиза в 2013-ом году является даже не сама игра, а скандалы вокруг её выхода. Во-первых, игра была ужасно забагованной и не смотря на патчи таковой остаётся до сих пор. Да, большую часть совсем ломающих игру багов “починили”, самыми костыльными способами, но остальные проблемы остались. Например, финальный босс всё еще обычно проходит сквозь контейнер, который должен его вытолкнуть. Команда, которая делала патч анимацию синхронизировать так и не смогла, поэтому они просто сделали простую проверку на “правильность действий”, после которых включается финальная заставка, хоть сам баг визуально остался.
Во-вторых, до сих пор не полностью раскрыта тайна разработки игры. А точнее, того, кто именно её разрабатывал. Вступительные титры игры называют проект, как игру разработанную пятью разными игровыми студиями, “под руководством Gearbox”. И если учитывать как всё часто работает в игровой индустрии, в производстве явно также участвовало множество аутсорса и труда, который в титры не попал. Такой подход является “нормальным” даже 7 лет спустя, поэтому единственные факты о разработке игры стали доступны только из парочки анонимных заявлений. А поскольку Gearbox активно старались замять тему, с 2013-го почти ничего нового и не всплывало. Ну и плюс к этому всему, игра до сих пор продаётся используя медиа, которое не соответствует качеству игры, включая как так называемые “булшоты” (приукрашенные скриншоты), так и трейлеры построенные на запланированных, но вырезанных кусках игры.
Только благодаря этому, игра стала настолько печально известной, что репутация Gearbox Software до сих пор в целом негативна. Впрочем, они её только ухудшали с годами. Но что из себя представляет сама игра?
В лучшем случае, это невероятно проходной FPS. Игра почти никогда не старается использовать хоррор атмосферу серии и почти всегда работает как чистый экшен. Также, в игре намного больше акцента на противостояние заглавных колониальных пехотинцев против наёмников корпорации Weyland-Yutani, а не против ксеноморфов/чужих. Тут достаточно моментов и про одних и про вторых, и есть несколько уровней, которые хоть немного пытаются быть ужастиком, но всё таки, это игра где ты стреляешь по всему что движется, и только потом задумываешься что у тебя попало под прицел.
Само по себе это не обязательно плохо, но сам экшен в игре крайне унылый. Обычно это самые типичные арены, где вы делаете пару шагов, потом отстреливаетесь от волны врагов, потом делаете ещё пару шагов и повторяете процесс. К счастью, игра редко запрещает двигаться дальше и чаще ограничивает игрока опасностью умереть, а не невидимыми стенами. Поэтому, в игре можно попробовать пробежать мимо противников до следующего чекпоинта, но делал это не рекомендуется – от этого багов в игре становится только больше.
Некоторые из ключевых механик в игре также абсолютно непонятно зачем существуют. Например, тут через всю игру проходит система набора опыта и улучшения/получения нового оружия. И на персонаже всегда (кроме нескольких уровней) висит полный арсенал, правда активным из него могут быть только две пушки (ну и плюс гранаты и пистолет). Сама эта система никогда нормально не объясняется, не смотря на свою нетипичность, и на практике она весьма неудобная. Более того, некоторые начальные моменты словно рассчитаны на то, что игрок несколько раз умрёт просто ради того, чтобы получить больше опыта, ведь опыт сохраняется между смертями. А сама полоса опыта всегда намертво приклеена к экрану и мозолит глаза. Тут даже вставили специальные “челленджи”, которые открываются исключительно линейно, то есть вы можете 15 раз выполнить условия какого-то челленджа, но пока он не стал доступен, это не считается. И всё это странно как само по себе, так и непонятно – зачем это всё вообще в игре есть. Ах да, и ещё оружие из DLC в арсенале чересчур эффективное, впрочем в случае с этой игрой так даже лучше.
История присутствует. Лучше бы отсутствовала. Похоже, что вообще весь сюжет писали по принципу “так ладно, мы наняли Майла Бина на роль капрала Хикса, как и в фильме, поэтому давайте выдумаем историю, которая как-то объясняет почему он у нас будет в игре”. Потому что в ней ничего не происходит. Не “ничего интересного”, а совсем ничего. Хикс жив, его зачем-то пытают (в DLC Stasis Interrupted есть хлипкое оправдание), вот, собственно, и вся история. Рипли, то есть на самом деле главную героиню все серии, показывают в паре эпизодов DLC, и весьма примитивно. Никаких новых интересных персонажей в игре нет, просто куча типичных солдафонов с типичными для Чужих историями.
Местами игра пытается сделать хоть что-то интересное. Визуально, например, игра достаточно любопытна – тут огромное количество аналогового шума, цветовых фильтров, нарочно плохо сглаженных моделей и завышенного контраста. Выглядит это не очень хорошо, но попытка интересная. В результате, игра больше напоминает проект года 2002-го, просто с более современными эффектами и текстурами в высоком разрешении, но я могу представить, что всё это задумывалось как интересный визуальный стиль, напоминающий оригинальный фильм. В игре есть секция с чужими, которые реагируют на звук и хоть сами эти чужие выглядят абсолютно по-идиотски, сам этот кусок очень даже неплохой. Есть много хороших примеров работы со звуком и некоторые локации полностью воссоздают декорации из Чужих. Музыка, правда, невероятно скучная, хоть и напрямую берёт вдохновение из фильма. Впрочем, мне кажется, что тут проблема не в самих композициях, а в том, насколько они неестественно звучат фоном для идиотского геймплея игры. Ещё нужно заметить, что некоторые переходы между уровнями в плане географии локаций совершенно несовместимы – скорее всего последствия многих переделок игры.
В итоге, Aliens: Colonial Marines даже как пример интересной ужасной игры нельзя рассматривать. Большую часть времени, игра совершенно ни о чём, а меньшую она при этом ещё и безумно выбешивает. Местами встречаются маленькие интересные идеи, ни одна из которых не реализована удачно и времени потраченного на игру не стоят. Мне было любопытно и я часто прохожу провальные проекты, чтобы понять что с игрой пошло не так. Но это прохождение не вызывало у меня совершенно никаких эмоций. Если бы не скандалы вокруг игры, про неё давно стоило бы забыть, если честно. Но все те скандалы нужно помнить, потому что в них есть много полезного опыта. А вот в самой игре ничего полезного нет.