Как получилось и с серией Zero Escape, Danganronpa меня заинтересовала ещё много лет назад, но я поиграл в неё только сейчас. Серия стала популярна вне Японии ещё задолго до того, как вышли официально локализированные версии, во многом благодаря специфическим черным юмором, отличной музыкой и интересной и в чем-то новаторской смесью визуальной новеллы и приключенческой игры. Но действительно ли игры настолько хороши?
Прежде чем я начну писать про пройдённые мною игры, я хочу уточнить что все из них я проходил на ПК, и порты на эту платформу достаточно неплохие. Управление с клавиатуры и мыши немного… специфическое, но привыкнуть можно, плюс – всегда можно попросту играть с геймпадом.
Danganronpa: Trigger Happy Havoc – первая часть в серии, и начало у неё достаточно медленное. “Наилучшие” студенты, все из которых обладают исключительным одним (или несколькими) талантами (и подпадают благодаря этому под определённый сценический архетип) посещают специализированное училище для таких вот “наилучших” студентов. Но совершенно неожиданно они обнаруживают, что заведение заперто, все окна заколочены и они не могут её покинуть. Что ещё хуже, появляется какой-то плюшевый робот Монокума, который сообщает им, что единственный способ сбежать – убить одного из своих сокурсников и избежать наказания. Что, конечно же, случается совсем не сразу, поэтому вступительные куски игры работают как достаточно простая визуальная новелла с исследованием от первого лица и немного с Persona-подобной атмосферой. Но потом начинаются убийства…
И здесь раскрывается главное новаторство игры – после сбора улик, все живые студенты (включая убийцу) должны участвовать в длинных дебатах, во время которых убийство должно быть раскрыто. По факту, это означает серию нескольких миниигр, в которых необходимо раскрывать противоречивые аргументы, сверяться с уликами и делать прочие вещи, которые в принципе уже встречались в некоторых детективных приключениях, но работает особенно увлекательно в формате дебатов.
Но есть, конечно, и множество проблем. Некоторые миниигры раздражают, но к счастью хотя бы не задерживаются. Некоторые из них ещё и плохо написаны – например, одна из них просит указать психическое расстройство персонажа, и правильным ответом в игре требуется некорректное. Ну и в игре полно нудных растянутых моментов, которые кажутся пустым филлером или самоповторением. Впрочем, во-первых, это частая проблема всех визуальных новелл, а во-вторых, изначальный формат игры на портативной консоли (PSP) скорее всего также повлиял на сценарий. Раз люди могут играть краткими сессиями с большими перерывами, то и главный герой немного тугодум, и повторять уже понятное порой полезно. Но из-за этого я ближе к концу игры немного от неё устал (что, кстати, никогда не случилось во время прохождения 999), но история и геймплей мне всё равно очень понравились. И музыка действительно отличная.
Danganronpa 2: Goodbye Despair начинается так, как можно было ожидать от продолжения – всё начинается очень похоже на первую часть, но потом неожиданно меняется и работает иначе. После этого игра снова возвращается к истокам, но со множеством интересных нововведений. Музыка всё ещё отменна, идеи свежи и при этом игра начинается весьма независимо от первой части, хоть похожих элементов тут много. История всё ещё закручена вокруг “наилучших” студентов, которые превосходят других в определённом таланте, они всё ещё ходят в специализированное училище, но в этот раз, они не могут покинуть не училище, а серию островов. Впрочем, идея та же – убей другого и не попадись на преступлении и ты сможешь сбежать. Но при этом, игра всё равно умудряется находить новые способы обыграть идеи из первой части. Так что, в игре полно хороших свежих идей, а некоторые из персонажей намного интересней, чем персонажи первой части.
Но вот некоторые “способы обыграть” тут вышли достаточно посредственными. Другие персонажи, например, здесь намного менее интересные чем более равномерно приятный класс из прошлой игры, и многие из них раздражают в своих потугах быть смешными. Я не раз ловил себя на мысли, что я хотел чтобы персонаж уже наконец умер и сюжет двигался дальше, что не случалось в первой части. Филлера тут ещё больше чем в первой части, что делает её длинней. И также длинней её делают некоторые плохие обновления в минииграх во время дебатов. Как и в первой части, во время дебатов нужно находить противоречия, но теперь можно ещё и находить ключевые фразы которые можно подтвердить уликами. Вот только, это единственная позитивная перемена. Остальные миниигры стали только хуже. Одна новая слишком хаотичная, но при этом кажется достаточно неинтересной вариацией основной миниигры. Другая – крайне медлительная и совершенно не подходящая по тону и темпу нудотина. А одна из изменённых минигр из первой части избавилась от упомянутых выше неправильных или непонятных вопросов/ответов, но теперь стала очень медленной и скучной.
Эта миниигра, кстати, особенно хорошо описывает проблему затянутости и однажды привела к ситуации, которая звучала приблизительно так – Все: “Вау, если бы мы только знали, что это за предмет. Предмет который наполнен водой и имеет форму воздушного шара…” Миниигра: “Пишете “Воздушный шар с водой” на протяжении около двух минут.” Все: “Ого! Воздушный шар с водой?! Мы даже не догадались!” Такого рода ситуации раздражают и кажутся совершенно лишними. Как и затянутые дебаты, которые теперь имеют обязательный перерыв посередине просто из-за того, насколько длинными они стали. Сюжет также “проваливается” ближе к середине и кажется практически сплошным филлером, который время от времени прерывается действительно отличными идеями и сюжетными сценами, но обычно состоит из секций, которые скорее бы уже заканчивались. Игра исправляется к концу и всё равно очень хороша. Но я чувствовал себя настолько истощённым к концу, что мне сложно её рекомендовать также, как я могу рекомендовать первую часть.
Danganronpa Another Episode: Ultra Despair Girls – приятный сюрприз. В отличии от основных игр серии, это action adventure с уже подзабытой мной “бюджетноватой” атмосферой игр, которые в последнее время выходят крайне редко. В самом приятном смысле. Не смотря на отсутствие главной фишки серии – огромного количества персонажей, расследования убийств и дебатов, – игра является очень неплохим шутером от третьего лица/survival action с методичным экшеном и загадками. И хоть игра не кажется новаторской в такой смеси, мне всё равно сложно вспомнить что-то похожее. Собственно, если честно именно играть мне понравилось больше всего именно в эту игру, а не в основные части серии. Тут почти нет филлера, сюжет постоянно движется вперёд, а геймплей пускай и достаточно простой, но увлекательный.
То есть, конечно он корявоват. Стрельба здесь совсем не словно прохождение Resident Evil 4 с пистолетом, локации достаточно примитивные (но часто визуально интересные благодаря узнаваемому дизайну Danganronpa), а некоторые из загадок скорее раздражают в особенностях их выполнения, чем радуют. И история тут не всегда интересна, хоть некоторые темы, которые здесь обсуждаются, в разы мрачнее многих тех, которые были в основных частях серии, пожалуй за исключением некоторых вещей ближе к концу второй части. И при этом игра умудряется поддерживать свой черный юмор практически не опускаясь до не смешных примитивных попыток пошутить. Ну и вообще идея с уникальными типами пуль, которые позволяют не просто стрелять по противникам, но делать перестрелки в каком-то роде загадками, кажется не до конца раскрытой, особенно если играть с клавиатурой и мышью, что позволяет точнее целится, но всё равно безумно увлекательно. И что особенно интересно, в отличии от основных двух игр в серии, я не устал от прохождения и с удовольствием садился играть.
Если вам нравятся шутеры от третьего лица с методичным экшеном (aka survival action) и если вам нравится Danganronpa, я очень рекомендую поиграть в эту игру. Если вам интересен только геймплей, но в другие части серии вы не играли, возможно вам будет немного непонятно что вообще происходит, плюс игра полна спойлеров для основных игр серии, если вы потом надумаете их попроходить. Впрочем, игра все равно скорее всего вам понравится чисто геймплеем.
В целом, мне кажется, что серия Danganronpa началась с очень классных интересных экспериментов, но потом неизбежно попала в капкан “давайте сделаем из этого огромную франшизу”. Причем с узнаваемыми японскими приметами – в серии есть несколько аниме, OVA, манга и ранобэ. Что неизбежно привело к тому, что серия стала более предсказуемой, но при этом более сумасшедшей в плане сюжета. С Zero Escape вышла та же фигня, разве что Danganronpa в разы популярней. Игры всё равно хороши, но я бы советовал попробовать первую часть и только потом решать, хотите ли вы играть в остальные (правда Ultra Despair Girls самодостаточна в плане сюжета). А вот что совсем всем нужно заценить, так это игровые саундтреки – они просто неописуемо хороши.