Дорогой Итан, порой мне кажется, что я породил этот город… Хм. Сорри, не та игра. И письмо в этот раз написали нам.
Что такое The Vanishing of Ethan Carter? Хм… Повествовательная приключенческая игра в открытом мире с акцентом на исследование и сюжет. Наверное, как-то так. После выхода экспериментальной Dear Esther всё больше людей стали экспериментировать с жанром, который сейчас порой называют “бродилками” в самом буквальном смысле названия (когда-то бродилками называли приключения или даже платформеры). Играми, которые теоретически проще и дешевле создать маленькой командой независимых разработчиков, ведь вместо сложных анимаций, искуственного интеллекта и хитрых механик, которые может быть очень сложно реализовать, можно сконцентрироваться на создании отличного уровня и звукового сопровождения и, если история и повествование тоже на уровне, получить очень интересный проект. В какие стороны только не заносило эту концепцию за последние 3 года…
В случае с Итаном (и после стольких лет перевода CAD мне сложно отучиться не передавать это имя как Этан, что мне всегда казалось более благозвучным -_-), у нас попытка сделать акцент не только на открытое исследование, но и на создание определённых игровых моментов, где игрок может взаимодействовать с миром, чтобы узнать больше о событиях, которые произошли в этом тихом странном месте. Если в, скажем, той же Эстер загадка сюжета решалась исключительно в голове игрока, а в игре ваше присутствие было исключительно пассивным, то в Итане вы будете натыкаться на какие-то последствия событий, которые потом можно воссоздать. Это сделано без особо сложного “челленджа” и просто больше погружает в атмосферу игры, но тут есть несколько загадок, которые могут быть не сложными с первого взгляда. Впрочем, за одним исключением, все интеракции в игре становятся только проще с течением игры и самые комплексные моменты за всю игру происходят как раз практически в самом начале.
Поскольку, про саму историю без спойлеров сказать особо нельзя, я упомяну только то, что это отличная попытка создать весьма Лавкрафт-навеянную атмосферу неизвестного и непонятного, смешанную с какой-то “бабье лето” атмосферой и немного нуар-звучащими монологами протагониста. Что можно не упоминать, потому что и так видно, но всё-таки хочется упомянуть, так это визуально-звуковое оформление. Игра невероятно красиво выглядит даже на скриншотах, а в движении ещё лучше. И не хуже звучит. Тут очень хороший саундтрек, который местами, что меня особенно удивило, напоминает грустно-меланхоличные мелодии из Dark Souls (1 и, особенно, 2). И тут прекрасная и удивительно разнообразная визуальная сторона. Я брал коробочную польскую версию игры (пока тут в Варшаве сижу) с которой прилагался фотоотчёт о том, как разработчики (тоже из Варшавы, кстати, но не только) смотрели реальные места для того, чтобы “срисовывать” их в игре. И многие фотографии невероятно круто соотносятся с воссозданием их в игре. Но игра, всё таки, явно старается добавить своё ощущение “странности” и намеренно выглядит достаточно реалистично, но и достаточно нереально и со своей атмосферой.
Нужно добавить, что саму игру я прошел ещё несколько месяцев назад и не писал об этом сразу потому, что прямо в тот же момент The Astronauts сообщили о скором выходе обновлённой версии, которую перенесут с UE3 на UE4. Игра достаточно скоро после этого вышла на PS4, а теперь обновлённая версия стала доступна (бесплатно для всех купивших и покупающих в будущем) и на ПК. Обновление запускается как отдельная игра и у этой версии более высокие требования. При этом, в ней нет никаких изменений или дополнений в сюжете или мире игры. Вместо этого, главный акцент был уделён двум главным техническим проблемам оригинала – сохранениям и подзагрузкам. Оригинальная версия сохраняла только завершённые сцены и то, достаточно выборочным образом, что, не смотря на краткость игры, делало прохождение более раздражающим, чем хотелось бы, особенно если вы пытались найти один секрет в игре. В новой версии автосохранение сохраняет мир практически “как есть” и происходит чаще. Ну а подзагрузки, которые на любых системах вызывали очень раздражающие рывки при прогулках по карте в оригинальной версии, теперь просто исчезли. Всё работает очень плавно и приятно. Из-за этого, правда, игра имеет небольшой экран загрузки при первом запуске, которого раньше не было, но зато всё остальное грузится почти мгновенно и без рывков.
Помимо этого, в обновлённой версии просто множество мелких визуальных перемен, которые обычно не сильно заметны, особенно если не делать прямого сравнения. Так, цвета в целом стали холодней, местами проявлялась обычная для UE4 хроматическая аберрация (возможно, случайно и её отключат, правда), яркое стало более ярким, блеск и отражения более заметными. Правда, при этом отражения в воде стали намного упрощённей, к огромному сожалению, и являются самыми заметными ухудшениями по сравнением с оригиналом. Это произошло во многом потому, что в UE4 отражения работают совершенно иначе и старую систему невозможно было восстановить. Не удивлюсь, если разработчики что-то ещё выдумают в будущем, но пока что это самый слабый момент новой версии. Зато источники света и тени тут выглядят местами просто необычайно круто, не нарушая стиль оригинальной игры. В церкви в игре, например, свет теперь падает внутрь через все окна (в оригинале свет проходил только через вход, окна свет не пропускали), что создаёт намного впечатляющую картину изнутри. Ну и ещё новая версия позволяет, как это недавно начало становится модным, делать рендер игры в двойном разрешении, что делает картинку ещё четче даже с отключённым сглаживанием.
The Vanishing of Ethan Carter не вносит ничего особенно нового, не рушит барьеров и не взорвёт вам мозг. Но станет очень приятным и увлекательным атмосферным путешествием по очень необычному месту. Учитывая, насколько дешевой игра является сама по себе и как часто она бывает на скидках, я не вижу причин вам её не попробовать. Тем более, что прохождение не займёт больше часов 4 (обновлённую версию я пробежал от начала до конца вообще меньше чем за два часа, но это потому, что я знал что, где и как). Стоит ли играть в обновлённую (названную Redux для отличия на ПК) версию или в обычную? Я бы сказал, лучше пройти обновлённую, а потом запустить обычную и дойти до дамбы, чтобы посмотреть на оригинальные отражения в воде. Они честно настолько впечатляюще красивы, что их стоит глянуть:). Кто знает, может, в будущем и на новой версии смогут сделать что-то такое же или лучше.
P.S. Игра прямо сейчас на скидке в GOG без DRM и на Steam (с чуть меньшей скидкой).