Ах, Swery65, ты и твои безумные запоминающиеся идеи…
Кто такой Swery65? Spy Fiction для PS2 – странная смесь всех возможных клише о шпионских фильмах и клон MGS (со своими интересными идеями). Deadly Premonition, изначально для 360, потом для остальных систем – необычная игра с открытым миром, которая смешивает Твин Пикс с чем-то неописуемо японским. И теперь D4: Dark Dreams Don’t Die, изначально для Xbox One и Kinect управления (хоть можно было играть и с геймпада), а теперь и на ПК – смесь point & click детективного приключения с QTE элементами. Все эти игры, даже ранний Spy Fiction, пропитаны запоминающимися вещами – повторяемые фразы, повторяющиеся движения, странные запоминающиеся привычки персонажей, отсылки к фильмам, книгам, играм, сериалам, музыке, спорту и прочему на уровне супер фанатов темы… Переполнены собственным уникальным характером, “душой”. И если в Spy Fiction этот акцент на необычность персонажей по заветам Джеймса Бонда был скорее дан только злодеям, то в Deadly Premonition и D4 сложно назвать хоть одного персонажа, который был бы “никаким” или “обычным”.
Другой особенностью игр Swery65 является то, что все они разные. Шпионский экшен, survival horror с открытым миром, а теперь и очень странный новый взгляд на приключенческие игры, где передвижение происходит по экранам. Ну, как в Myst– ой, тьфу-тьфу, чур меня, как в Scratches или Tex Murphy например. Или мной недавно пройденный Contradiction. Или, собственно, почти одноимённый, но не связанный D от Кендзи Ино. Или даже чем-то напоминает Killer7. Но всё-таки не совсем. Тут полностью трёхмерный, не пререндерный мир, много интерактивных объектов, другие персонажи могут передвигаться по миру, есть “трюк-сцены” (которые работают как большие весёлые QTE-сцены). Но при этом, передвижение происходит по заданным точкам на карте, с возможностью оглядываться вокруг на каждой из них. Поскольку игра создавалась под Kinect, управление очень простое (и очень хорошо адаптированное под мышку+клавиатуру, хоть можно играть и с геймпадом) – можно “хватать” (обычное действие) и можно “толкать” (зачастую работает и как отмена). На мышке ещё можно зажимать среднюю кнопку и осматриваться в пределах сцены (или делать это с клавиатуры), но всё остальное делается этими двумя действиями и курсором. На геймпаде, из-за особенностей управления, многие вспомогательные действия выведены в шорткаты (самым удобным является поворот камеры правым стиком, что быстрее чем с мышки, где нужно наводить на край экрана). Ну и есть QTE-подобные вещи, где нужно выполнять определённые действия, которые показаны на экране. Что очень классно адаптированно и под мышь, и под геймпад. Даже грустно, что Kinect из ПК версии просто вырезали, не смотря на обещанную совместимость устройства с Windows. Впрочем, для обладателей штуки, наверное, найдутся хакеры, которые эту возможность вставят обратно.
Сюжет в игре в этот раз не менее мрачный, чем в Deadly Premonition и не намного реже становится… странным. С той разницей, что D4 пока что является только куском основной истории. Season one в названии не просто так – на данный момент доступно только два эпизода (плюс пролог, который работает как вступительная часть к первому эпизоду) и к концу второго WTF только начинается. Завязка проста и, в итоге, немного напоминает Нолановское “Помни”. Детектив Дэвид Янг живёт с любимой женой “Маленькой” Пэгги Янг и работает под прикрытием для отдела по борьбе с наркотиками, пытаясь найти источник нового страшного наркотика “Истинная кровь”. Этот наркотик, красного цвета (привет любителям Deadly Premonition), по слухам, даёт людям сверхспособности, но может и убить самым необычайным образом – жертв находили утонувшими вдалеке от воды, с вывернутой наизнанку кожей или вообще скомканными в куб мяса. И вот однажды – Пэгги умирает в ванной их квартиры рядом с тяжело раненым Дэвидом. У Дэвида потеря памяти, он не помнит что произошло и как, но помнит только последние слова Пэгги – “Look for D”. Через некоторое время после события, Дэвид, с пулей в голове, которая осталась у него с того вечера, обнаруживает способность путешествовать по воспоминаниям, стоит ему только найти предмет-напоминание (“memento” – ещё одна отсылка к Нолану). И отправляется на поиски этого самого D. Может ли он только исследовать прошлое или даже изменить его?..
К сожалению, в первых двух эпизодах одновременно раскрывается и очень мало и, возможно, очень много. С одной стороны, мы к концу эпизода только начинаем узнавать что-то серьёзное о прошлом персонажей, и этом загадочном наркотике “истинная кровь”. С другой, поскольку игра короткая и рассчитана на переигрывания, люди обнаружили много вещей, которые, скорее всего, раскрывают вообще всю задумку D4. Ведь тут, как и в Deadly Premonition, детективная часть написана очень умно и оставляет подсказки для самых внимательных с самого начала. Только в большой DP всё это теряется, а в коротком маленьком D4 становится очевидным очень быстро.
Именно поэтому очень хотелось бы, чтобы Swery65 смог продолжить серию как можно скорее и удивлять нас снова и снова. Видно, что в этот раз он и его студия решили пойти по противоположному DP пути – вместо того, чтобы пытаться сделать что-то неподъёмно большое они решили делать что-то поменьше и зарабатывать этим деньги, чтобы финансировать продолжение. Именно поэтому, наверное, в игре так много косметического DLC с новыми костюмчиками для персонажей, которые, в целом, абсолютно не нужны, но явно могут помочь разработчикам финансово. Прямо сейчас совершенно не ясно, когда будут новые эпизоды и вообще будут ли – Swery65 открыто говорил, что предпочёл бы развивать историю столько, сколько сможет, хоть у него и есть общий план для сюжета.
D4: Dark Dreams Don’t Die. Season One – то, что обязательно стоит попробовать всем. Вообще всем. Это такая игра, в которую смог бы играть каждый и ПК порт, в отличии от Deadly Premonition, (возможно из-за более прямых рук разработчиков, возможно из-за использования Unreal Engine) отличен и хорошо адаптирован под ПК управление. Единственным вопросом может стать вопрос цены – я бы не особо рекомендовал Deluxe издание, например, тем, кто просто хочет поиграть, даже не смотря на наличие музыки. Потому что там прилагается только несколько композиций из полного саундтрека, одних из лучших композиций, но всё равно мало. Ведь саундтрек в игре действительно отличный – первый диск и второй диск. Не “смешной”, как многие воспринимали саундтрек Deadly premonition, хоть игривые композиции есть и тут, а действительно замечательный и красивый. Так что, слушайте, играйте и наслаждайтесь новым необычным приключением от Swery65.
P.S. Если совсем-совсем любопытно посмотреть как игра работает без траты денег, у отличного supergreatfriend был очень детальный let’s play игры. Он делал не менее отличный и детальный LP и для Deadly Premonition, и для Spy Fiction. Советую глянуть хотя бы последний, поскольку велик шанс, что поиграть в него у вас шансов не много.
P.P.S. На ПК игру можно купить без DRM на GOG.com или же в Steam. В Steam версии на момент написания больше опциональных DLC, но они действительно совершенно не нужны и являются либо косметическими предметами, либо “открыть все вещи в игре за реальные деньги” штуками.
Игра отбитая. Свэри на высоте. Не видеть нам конца истории, эх.