О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Индиана Джонс – идеал приключенческого жанра конца 20-го века. Храмы и гробницы, полные ловушек и хитрых приспособлений, полные сокровищ и мистических артефактов – кто не мечтал о том, чтобы всё это увидеть, после первого просмотра Утраченного Ковчега? Появились ли бы Prince of Perisa и впоследствии Tomb Raider с Uncharted, если бы Харрисон Форд не надел кожаную куртку, федору и не взял в руки плетку? Интересовались ли бы многие люди, рожденные где-то с выходом или после выхода фильмов, географией, мифологией и археологией? (Не смотря на то, что мифология и археология, показанные в фильмах, часто были совершенно не соответствующими реальности.) На меня приключения Инди повлияли тоже немало. Возможно я и был большим любителем почитать, и любил много приключенческих книг с самого детства, но именно фильмы об Инди стали идеальной экранизацией фантазий, которые могли появится в моей мечтательной голове после книг Жюля Верна, Конана Дойля или серии приключений Томаша Вильмовского в книгах Альфреда Шклярского. Именно из-за такого влияния на современную культуру, очень странно понимать, что хороших игр про приключения Индианы Джонса очень мало. И недавно я решил пройти две адвенчуры про Инди от LucasArts, людей, которые вроде бы не могли ошибиться.
Для начала, как бы продолжая вступление, хочу сказать, что специально перед прохождением двух адвенчур LucasArts, я решил пересмотреть все четыре фильма про Индиану. Интересно было смотреть, как Лукас и Сбилберг создали что-то прекрасное и идеально балансирующее между серьезным и смешным, реальным и мистическим в первой части. Забавно было смотреть, как они решили сменить все акценты и превратить Инди в клона Джеймса Бонда во второй части, при этом добавив откровенно противных моментов, чтобы фильм был “для взрослых”, но и добавив мультяшно-идиотских сайдкиков, которые действуют на нервы весь фильм, но при этом хотя бы не забыв, как делать классные экшен сцены. Приятно было видеть, как в третьей части баланс пытались восстановить, но всё равно перегнули фильм чуть в другую сторону, сделав его более “семейным”, но всё же отличным. Удивительно было смотреть четвертую часть снова и убеждаться, что она мне всё так же нравится, как и в первый раз, не смотря на такую странную нелюбовь людей к фильму, который, как мне показалось, хорошо выдержал атмосферу старых Инди, пускай и не настолько хорошо как первый и третий фильмы. По крайней мере, смотреть его сегодня куда приятней, чем второй, который спасают только вышеупомянутые отменно поставленные экшен сцены, тогда как весь второй акт фильма невероятно скучен и неинтересен. В любом случае, если у вас есть возможность посмотреть в том году вышедшие Blu-Ray переиздания всех четырех фильмов – очень советую: сейчас слишком мало делают таких легких, но увлекательных приключенческих фильмов.
Что я бы не назвал легким и очень увлекательным, впрочем – так это Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure. Привет из до-Loom периода LucasArts игр, эта игра была третьей использовавшей Scumm, после Maniac Mansion и Zak McKracken and the Alien Mindbenders (который я проходить не планирую вообще), и еще не использовала философию “нет смертей, нет непроходимых ситуаций”, за которую игры LucasArts полюбили многие. Игра куда больше напоминает адские адвенчуры Sierra, которые хотели убить или подосрать тебя на каждом шагу, и практически требовали наличия проходилки под боком. Собственно, тут даже есть несвойственная для LucasArts игр система оценки игрока, хоть работает она немного иначе, чем в играх Sierra.
Игра приблизительно следует сюжету фильма, но с множеством расхождений, в основном для того, чтобы вставить в игру большой лабиринт (все же любят лабиринты в адвенчурах!) и избежать какой-то другой сцены, которую было бы сложно воплотить в игре. Что не мешает ей иметь систему кулачных боев, которая невыносимо сложная и которая обычно и становится причиной, почему проходилкой хочется пользоваться еще больше. Дело в том, что игра пытается сделать интересные вещи с нелинейностью – несколько вещей можно сделать совсем не так, как в фильме, а неудачные попытки пути стелса и хорошо подвешенного языка обычно приводят не к концу игры, а к кулачному бою. Но поскольку такие экшен сцены невероятно сложные – их хочется избегать ради своих же нервов. Плюс, некоторые умные варианты обмана сюжета фильма, не смотря на куда более сложную реализацию, зачастую приводят к тому, что игрок ставит самому себе палки в колеса. К примеру, в самом начале игры можно поизвращаться и найти замену для отцовского дневника Грааля, который потом можно дать нацистам и избежать поездки в Берлин. Только вот, поездка в Берлин является короткой и прикольной заставкой, в конце которой игрок может получить предмет, значительно упрощающий следующую секцию игры, когда избежав этой поездки, игрок остается ни с чем и следующая секция игры для него намного сложней и предполагает кулачные бои. Несколько вещей в игре требуют от игрока, чтобы он порылся в прилагающемся к игре руководстве, что, пускай и добавляет “приключению” какой-то аутентичности, в основном является старым вариантом DRM, свойственным для игр того времени. В итоге, сложно советовать кому-то Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure, кроме тех, кто очень хочет посмотреть на некоторые вещи, которые “не показали в фильме”, и не против играть с проходилкой под рукой (или готов потратить очень много времени и нервов на пробы и ошибки).
Indiana Jones and the Fate of Atlantis, вышедший через 3 года после Last Crusade, является куда более интересной игрой. Это полностью озвученная (в переизданной и доступной сейчас версии, к сожалению, малоизвестными актерами) игра о том, как Инди пытается найти Атлантиду быстрее нацистов, через год после событий Последнего крестового похода и, не смотря на редкие отсылки к другим приключениям Индианы, является полностью уникальной историей. И благодаря отсутствию привязки к сюжету какого-то фильма, разработчики смогли взять много лучших (и несколько худших) элементов Last Crusade: The Graphic Adventure, соединить их со знаниями, полученными за три прошедших года и сделать очень любопытную адвенчуру с несколькими уникальными идеями.
Что в игре (разумно) оставили, так это концепцию с более нелинейными вариантами прохождения игры. Собственно, из этого сделали даже целую фишку – в определенный момент игры у Инди возникает выбор: играть дальше со своим партнером Софией (которая, будучи медиумом, немного конфликтует с более скептичным Инди, хоть скептичность зависит от игрока), играть одному, используя свою смекалку, или играть одному используя кулаки и грубую силу. И весь второй акт игры кардинально меняется из-за этого выбора – некоторые локации уникальны или частично уникальны для определенного пути, а большинство остальных работают не так, как в других путях и требуют другого подхода. И, в итоге, чтобы узнать некоторые интересные факты и увидеть всё, игру (или хотя бы второй акт) нужно перепройти три раза. К сожалению, хоть мне и понятны технические причины такого решения, во-первых, куда приятней было бы видеть более динамическую нелинейность, а не такой выбор, а во-вторых, очень грустно видеть, что в финальном акте игры твой путь полностью игнорируется и игра одинакова для всех вариантов.
Другим раздражающим элементом является и то, что единственные элементы, которые повторяются во всех путях – это самые раздражающие, включая любимые нами лабиринты с приблизительно одинаковыми загадками. Пускай, тут лабиринт раздражает не так сильно, как лабиринт в Last Crusade: The Graphic Adventure, но их два, и, да: оба придется проходить вне зависимости от пути. Второй, очень нудный, находится как раз в последнем акте, который и без него был бы невероятно раздражающим. Остались в игре и постоянные подглядывания в какие-то записи, в данном случае такие, которые нужно читать прямо в игре, но зато подглядывать надо намного чаще, каждый раз решая очень простую, но слишком долго выполняемую задачу. Кулачные бои остались приблизительно настолько же раздражающими, но в этот раз хотя бы получили возможность делать удар кнопкой 0, который мгновенно отрубает противника. За него не дают очки, но честно: неужели вас будут волновать очки? -_- Но вообще, помимо кучи мелочей и слишком нудного и затянутого третьего акта, игра проходится с удовольствием и, пожалуй, воспринимается как куда более “честная” игра про Инди, чем многие экшен игры про Инди, раскрывая характер персонажа и атмосферу его приключений намного лучше.
‘в определенный момент игры у Инди возникает выбор:’ –
это так же, как во втором ведьмаке, только там всего два варианта.
кстати, особый респект за Томека!
еще Infernal Machine была ок, хотя, возможно, во мне просто говорит ностальгия. а вообще у меня щас тоже период Индианы Джонса, любопытно :)
Infernal Machine не играл, играл в продолжение. Игралось как не самый лучший tomb raider, но с кулачным боем. Вообще, с экшен играми они, как я понял, перегнули палку с экшеном (duh), тогда как в адвенчурах больше на юмор и диалоги хорошо вышло (duhx2). Неплохо бы что-о сбалансированное)
в продолжение не играл )) но в IM был отличный tomb raiding, с головоломками, ловушками и т.п. и стрельба с кнутом. имхо, отличная игра в духе фильмов.