О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Baldur’s Gate… Я всегда считал именно эту игру проектом, с которого “компьютерные RPG” вышли из круга исключительно задротского развлечения и стали мейнстримом. В отличии от большинства cRPG до этого, в неё было очень легко начать играть. Битвы в реальном времени стали “достаточно стратегическими” благодаря “активной паузе”, во время которой можно было выдавать задания команде. Гениально просто. Тактично и увлекательно, как с пошаговым боем, но намного быстрее. Даже странно смотреть на этот монументальный проект теперь, когда большую часть доверия и любви BioWare успели потерять за несколько последних лет…
Учитывая, что изначально игра вышла более 20 лет назад, ожидать, что в ней будет много кривоватого, что не исправит даже Enhanced Edition нормально. Но игра всё равно хороша. Очень.
Поскольку и сиквел, и последующие проекты от BioWare будут в первую очередь вспоминаться по насыщенным историям, любопытно напомнить себе, что оригинальный Baldur’s Gate был другой. То есть, тут есть затягивающая и насыщенная история. Особенно когда она рассказывает про экономические и политические манипуляции для дестабилизации региона вокруг заглавного города. И когда акцентирует ощущение паранойи и вопросы доверия. Но игра менее интересна, когда она рассказывает о, технически, главных событиях о неизвестном прошлом главного героя, что станет намного более важным элементом в сиквеле. Но самое большое отличие этой игры от последующих проектов студии в том, сколько времени проводится на исследование и приключение и насколько игра открыта.
Мне всегда казалось, что именно этим и запоминается первый Baldur’s Gate, и задаёт пример, который с тех пор ни одна игра в такой же мере не раскрывала. После прохождения краткого пролога, в котором игра раскроет все свои основы, начнётся основная часть игры и сразу же вы можете начать игнорировать все сюжетные советы куда идти и направиться куда глаза глядят. У (почти) каждой открытой локации есть 4 стороны/4 выхода из карты, и попробовав выйти в одну из сторон вы открываете следующую локацию, которая в том направлении находится. До полноценного начала основной истории можно исследовать около 70% всего игрового мира, выполнить почти все побочные задания и быть в целом намного более прокачанным, чем игра будет рассчитывать по основному сюжету. Так сделать сложно, конечно, особенно если вы не набрали себе хороших напарников в команду, но в то же время, это невероятно приятное ощущение свободы. И из всех последующих проектов студии, наверное только Mass Effect попробовал сделать что-то похожее, и даже там результат был другой.
А, и к слову о напарниках, даже в сиквеле студия ещё не до конца разобралась как их реализовывать без проблем. С одной стороны, мне даже нравится, что в этой игре у них может даже не быть своих полноценных историй и квестов, ведь это лучше сочетается со свободой исследования игры – меньше болтовни, больше приключений. Их фразочек хватает для раскрытия характера и этого обычно достаточно. Собственно, новые напарники из Enhanced Edition из-за этого сразу же кажутся лишними – с постоянными диалогами, историями и прочей фигнёй, которая с первой частью не очень хорошо сочетается. С другой, у всех персонажей есть какие-то раздражающие мелочные особенности. Например, многие диалоги в игре, особенно те, которые связаны напарниками, стоят на таймере. И это ограничение по времени и постоянное напоминание тоже плохо сочетается со свободой исследования огромных локаций. Не говоря о том, что первые же напарники, которых вы должны встретить направляют вас с ограничением по времени в следующую сюжетную локацию, которая может быть сложной для самого начала игры. С их “мировозрением” тоже возникают проблемы, которые сюжетно интересны, но механически раздражают. Плюс, некоторые персонажи доступны только парами и убрать не сразу обоих можно только хитростями. Что также интересно сюжетно, но на практике не очень прикольно. Вообще, все эти особенности было бы классно увидеть в каком-то современном проекте с нормальной реализацией.
И таких вот мелочей в игре полно. Есть квесты, которые по истечению определённого времени вас просто убивают, порой до того, как вы успели разобраться что происходит. Есть странные скачки сложности в линейных событиях, которые явно ожидают выполнения побочных заданий. Карты часто кажутся слишком пустыми, во многом потому, что все карты открытого мира одинакового размера, вне зависимости от своего наполнения. Поэтому, может быть карта, на которой есть храм и просто лес с противниками. Которые при этом респаунятся достаточно коряво. В оригинале, из-за более ограниченной видимости и низких разрешений это скрывалось немного лучше, но в Enhanced Edition на адекватном зуме и в высоком разрешении становится слишком очевидным. Ах да, и персонажи ужасно любят застревать друг в друге и стенах, но случается это в основном только в закрытых помещениях, которых в игре меньше, чем открытых (зато закрытые тут совсем ужасно узкие обычно). А все дополнительные квесты из Tales of the Sword Coast феноменально скучные. Я переигрывал игру несколько раз ранее, но в этот раз видел эти локации только второй раз, потому что ранее их просто пропускал.
В этот раз, я решил играть в стиле “мне снова 15 и я впервые прохожу cRPG”, поэтому я выбрал самые базовые и безопасные варианты для персонажа – типичный воин со стандартной первой аватаркой в списке. Плюс, я снова сделал его использующим два орудия сразу, потому что я так всегда делал в том возрасте. Мне это казалось очень крутым (и, если честно, всё ещё кажется. В принципе, если вы не планируете играть в режиме Story Mode в EE (в нём умереть в бою нельзя вообще) или же играете в оригинал без модов меняющих баланс, я бы посоветовал начинающим, которые с такими играми вообще не знакомы, тоже выбирать более “безопасные” варианты. Чистые воры и маги, например, в этой игре раздражающе быстро умирают и очень часто весьма беззащитны. В Enhanced Edition немного обновили баланс и это вызывает немножечко меньше проблем, но всё равно, если вы совсем не знаете что к чему, спокойно выбирайте себе кого-то живучего.
И к слову об Enhanced Edition, в своей нынешней версии 2.5.х издание кажется идеальным вариантом перепрохождения или знакомства с игрой. Когда я в прошлый раз перепроходил игру, я играл в оригинал с модом (то ли Trilogy, то ли Tutu, я уже и забыл -_-), хоть EE уже существовал. Но теперь играть в EE намного удобней, особенно учитывая то, что у меня 4K монитор. Панель для быстрого подъема предметов крайне удобна (но есть риск пропустить невзрачный квестовый предмет, как вышло со мной), патроны для оружия дальнего боя можно складывать в кучи большего размера, загрузочные экраны полностью отсутствуют, карта работает не как отдельное меню, а как обновляющийся в реальном времени вид на локацию, в журнал добавили отдельную панель для квестов, чего в оригинале не было совсем и игра просто отлично выглядит на больших разрешениях.
Как я уже писал, новые напарники мне не сильно понравились, так как они совершенно не вписывались в настроение игры. Под сиквел они бы подошли больше, а тут кажутся лишними. Но зато они возвращаются в определённую локацию, если их убрать, а не остаются на том же месте, как все оригинальные напарники. Некоторые визуальные перемены вышли очень спорными. Например, хоть оригинальные пререндерные заставки выглядели коряво даже для 98-го, в них было определённый стиль и атмосфера, которые пропали в новых нарисованных заставках. Ну а журнал выглядит скучно без буквицы и красивых шрифтов. Новые шрифты читаются лучше, но выглядят не так интересно (и порой странно глючат).
В целом, играть в оригинальный Baldur’s Gate до сих пор увлекательно. В ней есть свои проблемы, особенно если играть не воином. И Enhanced Edition вышла не настолько хорошей, насколько можно было бы сделать. Но в целом, именно в эту версию удобнее всего играть на современных системах. Если вам очень нравятся сильно закрученные сюжетные игры BioWare, то сиквел вам, скорее всего, понравится больше и начать с него можно. Но если вам нравятся игры с интересным исследованием и атмосферой приключения, с хорошими и запоминающимися, пускай и очень простыми, персонажами, но поиграть в Baldur’s Gate определённо стоит. Или переиграть, если вы давно не играли. Верно, Бу?