Я наконец сыграл в, теперь даже не последнюю, игру Frogwares про Шерлока Холмса. Намного позже, чем планировал. На самом деле, я даже купил игру 2 года назад в Варшаве, но должен был обратить в поддержку Steam, чтобы её убрали из моего аккаунта, так как это была регионально ограниченная версия, в которой были только некоторые языки (польский и русский, или что-то типа того). Хоть у меня всё ещё есть коробка, к которой прилагалась книжечка с полным прохождением (которым я не воспользовался). И после прохождения моей первой мыслью было – блин, зря я раньше в эту игру не поиграл.
Я прошел все прошлые игры от студии про Шерлока Холмса (за исключением нескольких связанных hidden object проектов). Я писал изначально про The Testament of Sherlock Holmes, а потом и про все остальные части. Вкратце – Jack the Ripper, Silver Earring, Awakened и Testament были лучшими из всех. Silver Earring и Jack the Ripper также были хороши в плане повествования, Testament был с отвратительным повествованием, но с самой хорошей геймплейной основой, а в Awakened было много раздражающих мелочей, которые отвлекали от удивительно удачной Лавкрафт-навеянной истории. Остальные две игры играть не стоит, разве что если вам очень нравятся только загадки.
И наконец в Crimes and Punishments Frogwares окончательно поняли, как нужно делать игры про Шерлока Холмса. Во-первых: игра отходит от концепции одного большого дела на всю игру и вместо этого даёт несколько дел, которые немного связаны своей тематикой, скорее чем персонажами. Благодаря этому, каждое дело насыщено, интересно в исследовании и вам никогда не надоест ходить по одним и тем же местам или общаться с одними и теми же персонажами по нескольку раз. Во-вторых: Frogwares сбалансировали геймплей таким образом, что расследование каждого дела одновременно и даёт игроку право на ошибку, и в то же время даёт поиграть именно Шерлоком Холмсом. Из-за чего даже ошибки, которые вы можете сделать, всё равно ощущаются частью каноничного Холмса.
Собвтенно, чисто по геймплею, игра кажется лучшей реализацией “дедуктивного метода” (смесь дедукции, индукции и абдукции) – вы, как игрок, находите элементы, которые даёте Холмсу, персонажу, проанализировать и дать вам, игроку, возможность вынести выводы на основе его мышления. У вас всегда есть выбор, но этот выбор никогда не выходит за пределы разумного – ошибки могут произойти от того, что вы не заметили какой-то элемент, или же сделали акцент не там, где следовало. Из-за чего, Холмс, даже совершая ошибку по вашему выбору, не выглядит как идиот – он просто приходит к неверному, но абсолютно обоснованному заключению. И это невероятно крутое сильное ощущение (вы играете чертовым Шерлоком Холмсом), но при этом остаётся игрой, в которой ваш выбор играет роль.
Эти идеи, пожалуй, можно развить и дальше, и сиквел даже пытается, очень безуспешно (но об этом в отдельном обзоре), но в целом баланс в том, как вы приходите к заключениям, в том как вы анализируете людей на основе их внешнего вида и поступков, как вы анализируете улики, практически идеален в том, чтобы в результате получалась и хорошая приключенческая игра, и хорошая история про Шерлока Холмса. Ну, или истории, в данном случае. Которые, к слову, очень хорошо написаны. Конечно, некоторые из них взяты из книг, порой почти дословно, но превращены в игру они очень удачно. Плюс, остальные, специально написанные для игры истории, не менее увлекательны.
Общая атмосфера игры, которая начинается с маленького посвящения памяти погибших в киевской революции 2014-го, продолжает связанные с этим посвящением темы. Через все истории проходят вопросы коррупции в обществе, вопросы того, что толкает менее удачливых людей на сопротивление закону и даже использует Майкрафта невероятно в невероятно эффективной, при своей краткости, роли. Пожалуй, одна из лучших идей использования этого персонажа, которую я видел. Персонажи также идеальны (что, к несчастью, означает и более глуповатого Ватсона из книг) и меланхоличный, но полный надежды, тон также усилены другим новым элементом. Вариантом “морального выбора” в конца каждого заключения дела, где игрок может выбрать отпустить ли нарушителя из-за событий преступления, или же арестовать их, ведь что бы то ни было, но они нарушили закон. Это вопрос, который рассматривался и в оригинальных историях (собственно, одна из них присутствует в игре и, возможно, послужила идеей для механики) и который отлично подходит такому сложному персонажу как Шерлок Холмс. Персонажу, который может легко отделить себя от сожаления и эмоций, но не бывает “бессердечным”.
Если бы я мог выделить особенно неудачные элементы игры, я бы сказал, что в ней до сих пор есть элементы, которые чувствуются низкобюджетными, особенно на фоне невероятно отличной большей части игры. Некоторые из загадок/мини-игр, которые время от времени появляются в игре (и которые можно пропустить) становятся немного надоедливыми к самому концу. И в игре бывают моменты, когда не совсем понятно, что она имеет в виду, и чего она от вас хочет. Редко бывает, но бывает. Также к несчастью, в игре нет достойного ей саундтрека, есть просто “подходящая” музыка. И также жаль, что некоторые очень интересные механики появляются буквально один раз на всю игру.
Но я не мог оторваться… Я совершенно не ожидал после прошлых хороших, но весьма сырых игр, что Crimes and Punishments мне понравится настолько сильно. И все прочие мелкие отличные идеи, которые я ещё не назвал. Например, экраны загрузки, во время которых можно спокойно заниматься изучением улик и придти к каким-то выводам, пока загружается локация. Или то, что переход на Unreal Engine 3 был невероятно удачным, и оставил отличную детализацию локаций из предыдущей части. Или то, что в игре полно действительно удачного юмора (есть и совсем вообще неудачный, правда) и все основные персонажи озвучены просто в точку хорошо… Мне было жаль, когда игра закончилась.
Поэтому у меня не хватает слов описать насколько я советую поиграть в Sherlock Holmes: Crimes and Punishments. Это лучшая игра про Шерлока Холмса, это отличное детективное приключение и пропускать его просто нельзя.