Grim Fandango была из тех игр, которые “вышли не вовремя”. Одна из первых приключенческих игр в полном 3D (если, конечно, не считать ранний survival horror вроде Alone in the Dark, который использовал похожую схему), которая вышла только на ПК в период, когда все совсем активно пересаживались на консоли, в период, когда популярность приключенческих игр начала сходить на нет. Через всего пару лет после выхода, несколько загадок в игре перестали нормально работать на более новом железе и ОС и требовали фанатских патчей, которые появились не сразу. Игра исчезла из продажи из-за чего эта игра была одной из самых запрашиваемых в списке желаемого на GOG, ещё с тех пор как сервис только появился. Я впервые поиграл в неё от начала и до конца только к середине 00-ых и с тех пор давно хотел к ней вернутся. Выход Remastered версии в прошлом году очень облегчил задачу и решил кучу проблем, оригинального релиза. Но многие ключевые проблемы этой культовой и незабываемой игры решить не так просто.
Думаю, если спросить кого-то игравшего в Grim Fandango, что они помнят об игре, все с ностальгическим взглядом вспомнят, что там был отличный стиль “ацтек-деко”, озвучку, увлекательный сюжет в стиле фильма нуар и, может быть, общие события первых двух лет из четырех и, может даже, что происходит дальше. Но чем больше они будут думать об игре, тем больше “странных вопросов” будет всплывать – почему вторая половина игры в голове смазана, почему многие воспоминания вызывают раздражение, почему игра казалась неудобной? По крайней мере, так точно было со мной – я практически идеально помнил загадки и события первого года игры, по крайней мере начальной его части, но чем дальше, тем меньше я помнил об игре и меня преследовало чувство, что если снять розовые очки, то вскроется много нехорошего.
Remastered версия игры исправляет несколько вещей, которые делали оригинал более раздражающим, помимо некоторых исправлений и визуальных улучшений. Улучшения, в принципе, весьма поверхностные – персонажи перестали быть лесенкой полигонов, освещение и тени стали учитывать локации и 3D модели сочетаются с пререндерным фоном, проблемы с загадками и разные мелкие баги исправили и игра теперь работает в 16:9 либо с рамками, либо с урезанием кадра (я играл в первом варианте). То есть, если в целом, это работа, похожая на REmaster или RE 0 HD, но… чуть более ленивая, что ли? Если Resident Evil с GameCube стали 100% лучше, то у Grim Fandango в новом варианте появились некоторые новые странные баги и глюки анимаций, которых я не помню у оригинала. Плюс к этому, совершенно непонятно почему в игру не добавили ещё некоторые логичные современные вещи, вроде автосохранения, или хотя бы кнопки для быстрого сохранения прогресса. Или даже “выйти и сохранить”. Комментарии разработчиков в игру встроены коряво и с достаточно странным общим миксом звука в игре, который порой ужасно подглючивает. И единственным действительно позитивным дополнением становится обновлённое управление, да и вообще просто возможность играть с геймпада – игра изначально была рассчитана на танковое управление (которое и тут доступно), а такие игры всегда намного удобней работали на геймпаде. Теперь можно играть и с управлением, где направление движения зависит от камеры (что порой работает хуже, чем в обновлённых Resident Evil из-за резких смен камеры, но всё равно удобней) и, зачем-то, управление мышкой, которое я даже толком не попробовал, но пишут что “не очень”.
Но главная проблема Grim Fandango в другом и Remastered версия такое починить не могла. В большую часть игры просто неинтересно играть. Просто потому, что огромное количество задач и загадок работают больше как препятствия тому, чтобы увидеть больше классного интересного сюжета, потому что бегать туда-сюда по локациям достаточно нудно (а это делать начиная со второго года нужно часто), потому что (и тут управление мышкой немного выигрывает) не всегда понятно что и как ты будешь в мире использовать, потому что загадки порой крайне не очевидны. Что начинается действительно хорошим балансом загадок и истории во вступительной части очень быстро начинает скатываться в жутко раздражающие задачи, на решение которых ты часто наталкиваешься практически случайно. А третий и четвертый год игры совсем сильно переходят в область “тыканья наугад” без особого понимания зачем это всё делать и почему именно в таком порядке.
Поэтому, выход Grim Fandango Remastered вызывает очень странные чувства. С одной стороны, этой игре чисто за её стиль и атмосферу нужен был ещё один шанс и маленькие дополнения и улучшения действительно делают игру немного лучше. С другой стороны, это одна из тех игр, которым бы действительно нужно было сделать римейк, а не переиздание, в котором бы игровой процесс был переосмыслен и не мешал тем элементам, за которые игру действительно любят. Но основная задача у Remastered выполнена – “игра снова в продажи, можете больше не просить”. И не смотря на проблемы, я был рад возможности снова в неё поиграть.