Гадкий утёнок — серия записей, в которых я пишу про игры, которые могли бы, но не стали хорошими.
Некоторые игры по лицензии любят, про некоторые забывают. В некоторые играть прикольно, в некоторые нет. Есть бюджетные попытки, есть амбициозные. Игры по Матрице были амбициозными и любопытными. Но единственной более-менее удачной попыткой была The Matrix Online, о которой я тут не буду писать. Тут речь пойдёт про Enter the Matrix и The Matrix: Path of Neo, экшен игры, которые я давно хотел перепройти. Потому что на момент релиза они мне очень не понравились, и мне было интересно, поменяется ли у меня отношение. Немного поменялось. Не всегда в лучшую сторону.
Enter the Matrix разрабатывалась как полноценная часть вселенной Матрицы и вышла в один год с Аниматрицей и “Матрица: Перезагрузка”. И сюжетно игра рассказывает про вещи, которые в фильме остались “за кадром”. Для этого были специально сняты дополнительные сцены, которые повествуют про главных героев игры – членов экипажа корабля Логос. Игру можно проходить как в роли Ниобе и в роли Призрака, которые в фильмах появлялись очень эпизодически (особенно Призрак), и в зависимости от выбора некоторые локации и уровни в игре меняются.
К сожалению, таких перемен очень мало и большая часть игры абсолютно одинаковая между двумя персонажами. Что почти сводит на нет всю эту задумку с “что они делали пока Нео делал то, что вы видели в фильме”, так как игра между персонажами противоречит сама себе. Плюс, перепроходить игру второй раз подряд тоже не сильно хочется, так как большая часть не поменяется. Но каков сам геймплей? Это шутер-файтинг от третьего лица с кучей достаточно любопытных задумок. Большая часть из которых, впрочем, уже встречалась в разных фанатских модах для Max Payne. Но официальная лицензия, да и сам процесс перехода между ближним боем и стрельбой в Enter the Matrix вызывают намного более приятные ощущения. Не смотря на то, что реализовано это так себе.
Но общая картинка прикольная. Вы быстро двигаетесь по уровню, подбираете и достаточно скоро выбрасываете огнестрельное оружие, бесшовно переключаясь на ближний бой, чтобы отобрать у кого-то оружие и снова стрелять и бегать по стенам. Прямо как в фильмах. Конечно же, замедление времени по кнопке тут тоже есть и оно также делает ваши удары сильнее, рукопашные приёмы круче, а оружие точнее. Ну и уворачиваться так, естественно, тоже проще. Здоровье в игре регенерирует пока вы вне непосредственной опасности, что для этой игры крайне полезно и интересно видеть, ведь это ещё не стало “нормой” для экшен игр. И ближний бой получился примитивным, но очень эффективным и прикольным. Тут даже есть возможность садиться и становиться в укрытие, что тоже было достаточно свежей идеей для того времени.
Что почти полностью убивает весь фан игры, так это дизайн уровней и ситуаций. Большая часть уровней невероятно однообразны и скучны. Несколько ключевых локаций огромны и понять куда надо бежать и зачем часто сложно, и вам приходится тыкаться в каждую дверь. В нескольких уровнях вам надо защищать напарников, у которых есть полоса здоровья и они, конечно же, так и норовят умереть за пять секунд, пока вы куда-то отвернулись. Есть несколько кошмарных уровней на машине, включая один, который является самым худшим уровнем с машиной в экшен игре, в который мне доводилось играть. Это уровень, где за вами гонятся близнецы из фильма, если вы управляете Призраком. В таком случае, машиной управляет ИИ, который попросту не умеет ездить – если вы столкнулись хоть с чем-то на пути, что происходит совершенно случайно, то скорее всего вам придётся перезапускать уровень. Просто потому что ИИ будет пытаться таранить столб или стену, вместо того, чтобы развернуться, или же вообще остановиться и ничего не будет делать.
Это одна из главных причин, почему при прохождении за второго персонажа, которым оказалась Ниобе, я включил бесконечное здоровье, потому что страдать через все уровни игры без читов я не хотел. Кстати, читы в игре реализованы прикольно, через псевдо-терминал, в котором вы “взламываете Матрицу”. Очень прикольно сделано, жаль что игры перестали такое делать и вообще включать “официальные” читы. И хоть игра в целом даёт больше понимания про мир этой вселенной и новые “канонические” ситуации, все эти добавления и вкрапления ничего особенно интересного не добавляют. А для того, чтобы их узнать, нужно проходить не самую приятную игру. Ах да, и ещё звук в игре настолько коряво реализован, что музыкальные сэмплы некорректно повторяются и вместо плавной музыки они постоянно неуклюже обрываются не в том месте, где надо. Играть на ПК сегодня в игру тоже не очень приятно и требует небольшой подготовки. Было бы забавно когда-нибудь увидеть похожую задумку во вселенной, просто реализованную нормально. Но в Enter the Matrix играть не рекомендую, хоть она и не полностью ужасна.
О чём некоторые люди ныли больше всего, так это о том, что в игре нельзя играть в роли Нео или других “главных героев”. В Enter the Matrix Нео появляется только в двух кратких кадрах из фильма и всё. Поэтому, два года спустя вышла The Matrix: Path of Neo, в которой вы можете играть в роли Нео. И я ненавижу себя за то, что заставил себя переиграть в этот ужасный проект.
Игра кажется нарочной жестокой насмешкой от разработчиков и режиссёров фильма, которых обидела реакция критиков на прошлую игру и последние два фильма. Игра настолько ужасна, что это кажется нарочным дизайном, просто чтобы плюнуть игрокам в лицо. Впрочем, конечно, есть шанс, что люди, которые разрабатывали игру, просто были слишком уверенны в том, что они делают что-то невероятно крутое, когда на самом деле они сделали Path of Neo.
Основы боевой системы остались из Enter the Matrix, но их сделали сложней, причём самым бестолковым образом из-за чего все драки и перестрелки просто длятся дольше, оставаясь настолько же примитивными, как и раньше. Просто у противников больше здоровья, а у Нео больше приёмов. Но автоприцеливание на врагов всё еще работает ужасно, переключение между ближним боем и стрельбой стало хуже, а стрельба стала практически бесполезной. В парочке уровней стрелять нужно, но дальше игра делает стрельбу неэффективной. Уровни перестали быть скучными огромными лабиринтами и превратились в линейные арены. Кроме нескольких уровней, которые стали ещё более ужасными огромными лабиринтами, потому что в них добавили “загадки”. Но хотя бы уровни с машинами убрали. Впрочем, защищать идиотов, смерть которых проваливает игру, всё еще нужно. А ещё игра начинается со стелс уровней, которые перестают существовать после этих первых уровней.
Из-за того, что игра в этот раз пересказывает фильмы (по большей части), а не то, что оставалось за кадром, разработчики приняли ещё одно ужасное решение – превращать короткие прикольные сцены из фильмов в нудные 20-минутные уровни. Причем, игра знает, что это глупо и пытается отбиться от критики “юмором” и разрушением четвертой стены. Например, драка с Серафом переходит в кинотеатр, в котором на экране показывают эту же драку из фильма, тогда как в зале сидит толстый кинозадрот, который кричит советы персонажам. И одни из первых уровней игры посвящены тренировке Нео, которая в фильме просто прошла за кадром. Но теперь это дурацкие уровни, которые пародируют сцены из разных фильмов про восточные единоборства. А Нео говорит, какой он крутой геймер.
Про финального босса многие наверное и так слышали. Посреди драки со Смитом, как в фильме, игра прерывается, появляются Вачовски в виде пикселей и рассказывают, что в играх как-никак нельзя делать концовку с самопожертвованием, потому что крутые геймеры (как вы, которые дошли до этого момента) любят драться с большими боссами. После чего игра запускает одну из двух CGI заставок в игре, в которой Смиты соединяются в гигантского Мега Смита, которого надо победить. А после невероятно нудной и зятанутой битвы с этим боссом, включается вторая красивая CGI заставка, где Нео побеждает, игра резко переключается на пару кадров третьего фильма и начает играет We are the Champions от Queen. А вы сидите и чувствуете, словно только что прошли невероятно дорогой шитпост в виде видеоигры.
Пожалуй, этот весь идиотизм можно было бы перетерпеть, если бы геймплей был хорошим. Но в отличие от Enter the Matrix, у которой хотя бы были амбиции, у Path of Neo нет ничего. На ПК игра ещё и выглядит отвратительно как для игры того времени, впрочем и на PS2 она выглядела не намного лучше (но лучше, так как в ПК порт не попали некоторые визуальные эффекты). Если вы когда-либо задумывались пройти эту игру – даже не пробуйте. Она просто отвратительна.