Duke Nukem 3D – до сих пор, мой любимый “олдскул” fps. Немного устаревший, но все так же интересный и приятно простой. Duke Nukem Forever – долгожданное продолжение, которое очень хорошо охарактеризовали так. Но фото стриптизерши обмазанной говном я (к счастью?) не нашел, да и не всем будет понятно такое лаконичное объяснение всей сути игры. Честно говоря, писать обзор к DNF очень сложно. Не из-за каких-то гипотетических “воспоминаний” или “неоправданных надежд”, ведь Duke 3D я прошел параллельно с новой игрой, а особых надежд на DNF давно не было. Сложно писать потому, что игра настолько переполнена фигней, что проще описать ее как “говно”, чем пытаться рассмотреть те редкие моменты, где игра делает что-то действительно хорошее. Но я попробую, параллельно рассказывая как даже сегодня может быть интересно в D3D.
Давайте вспомним за что люди любили D3D. За уровни, которые хотелось исследовать: все еще более “лабиринтового” типа, а-ля Doom, но уже куда более “живые”, интерактивные и насыщенные. За заслуженно наглый юмор – Дюк был героем боевиков 90-х, обновил моду на цитирование “крутых” фразочек из разных фильмов, насмеивался над устаревшими играми, которые он обходил по всем параметрам. За ощущение чего-то нового – не смотря на еще “олдскульный” дизайн, Дюк3д был переполнен деталями, многие карты явно переходили из одного в другой, создавая впечатление цельного приключения (что Half-Life позже выведет на новый уровень). За безумную простоту процесса. За запоминающуюся музыку (особенно в более позднем порте на PS1, очень советую послушать). За веселость игры. Ну и за сиськи, пожалуй. При этом, Дюк3Д не стеснялся быть порой серьезным, а порой откровенно страшным: слизняки-фейсхаггеры, которые возникали на экране из ниоткуда с противным звуком, инфицированные девушки, которые стонали “убей меня”.
За что можно любить DNF? За оригинальный подход к регенерации здоровья: вместо щита у Дюка “Эго”, его самооценка, которую можно “прокачивать”. За попытку сделать интересный геймплей с уменьшителем. Пожалуй, больше не за что. Зато, раздражать игра будет постоянно.
Линейные уровни скучны и постоянно раздражают отдельными мелочами: всю первую половину игры надо регулярно открывать двери фигача по кнопке, при езде на машине она будет каждые 5 минут останавливаться без бензина, а под конец игры вас ждет “увлекательный” подводный уровень. В отличии от неплохих подводных уровней в D3D, тут вам не дают никаких аквалангов.
Игра регулярно пытается влепить старую механику под новые правила. Платформинг в Д3Д не раздражал из-за возможности сейва в любой момент, в ДНФ, с его системой чекпоинтов, платформинг бесит. Эффективность определенного оружия против определенных врагов, что было интересно в Д3Д, здесь не работает из-за невозможности взять больше двух пушек за раз. Подлый респаун врагов был понятен с, опять же, возможностью сохраниться и от того, что в Д3Д враги умирали весьма резво, тогда как в ДНФ противники обедают пулями и умирают очень долго. Кстати, о последнем – сложность игры абсолютно не сбалансирована. Некоторые моменты пройти невыносимо сложно, а одного босса без читов убить практически невозможно (по иронии, финальный босс безумно простой).
Но последнее, что можно было убить в Дюке – это юмор. И даже это умудрились сделать. Вместо наглого, иногда шокирующего и пошлого игра переполнена откровенно отвратительной пошлой не смешной фигней. Где-то посреди игры я ловил себя на мысли, что играю в новый Postal с хорошим бюджетом и голосом Дюка, а не Чувака. И юмор, и ужасный дизайн игры кричали “посталоватостью”. И если в Постал редко кто будет играть на прохождение, а скорее расслабится за геноцидом и простит игре все ее глупости, то DNF рассчитан на прохождение. Но проходить его совсем не хочется.
Duke Nukem Forever в таком виде был бы не нужен и в 98-м – повторяющий все ошибки и глупости игр, над которыми насмехается, с ужасным дизайном большинства уровней и не смешным. Его бы посчитали за мод сексуально озабоченного 13-летнего мальчика, которого случайно оставили в офисе 3D Realms. И если вы хотите поиграть в старого отличного Дюка, но хотите избежать некоторых старых проблем с этой, уже немного устаревшей, игрой – прошу сюда (Gearbox, новые правообладатели, сняли игру с продажи через пару лет после написания этой статьи, потому что они мудаки), а потом сюда. Так вы получите лучший на сегодня опыт общения с Дюком Нюкемом. А потом можете попробовать запустить Time to Kill. Я как раз подумываю.